В 12 день месяца Абан (27.10.06) на сайте газеты "Комсомольская правда" в рубрике "Клуб любознательных" опубликована статья, посвящённая генезису представлений об аде и рае в истории человеческой цивилизации. В статье присутствует и раздел, посвящённый Благой Вере. Приведём его полностью.
Первое серьезное разделение загробного мира на рай и ад произошло только в зороастризме (религия древних народов стран Ближнего и Среднего Востока, в основе которой лежало представление о борьбе добра и зла, поклонение огню и запрещение погребения покойников - их сжигали. - Ред.).
Рай был описан совершившим путешествие на тот свет Виразом (Книга о праведном Арда Виразе Намаг составлена в Иране в IX - Х вв. н. э. и является одним из наиболее популярных зороастрийских сочинений. - Ред.). Он описывал его как «прекрасный мир благочестивых душ, благоухающий от множества цветов, полный радости и покоя, которым никто не мог пресытиться». Ад же был представлен как мрачная пропасть, находящаяся под землей где-то на севере: «Когда я немного прошел, то увидел страшный глубокий колодец, где мрак был настолько темный, что можно было потрогать его рукой. А смрад был столь сильным, что каждый, кому он попадал в нос, дрожал и падал вниз. И очень тесно, в великом множестве, как густая щетина на гриве коня, стояли души грешников и не видели одна другую».
Зороастрийские представления о загробной жизни не исчезли. Они были почти полностью восприняты тремя величайшими религиями - иудаизмом, христианством и мусульманством.
(По сведениям Центра гуманитарного образования по религиоведению.)
КП
Сведения о Благой Вере, содержащиеся в этом небольшом отрезке текста, во многом не соответсвуют действительности, что встречается довольно часто не только в прессе, но и в научной и религиоведческой литературе. Последователи Благой Веры уже успели привыкнуть к проявлениям невежества. Страшнее другое - тиражирование извращённого представления фундаментальных основ чуждого автору строк учения, оскорбление религиозных чувств верующих.
Начнём с того, что указанная в статье датировка IX - X вв. н.э. относится к времени написания пехлевийского литературного произведения Арда Вираз намаг (Книга о праведном Виразе), но никак не к возникновению представлений заратуштрийцев о посмертной судьбе души, о царстве света и царстве тьмы. Указанный период - это период упадка Благой Веры под гнётом мусульман, в завоёванной к тому времени уже 300 лет Персии, а отнюдь не время возникновения Благой Веры или её расцвета. Следует обратить внимание на то, что книга о праведном Виразе хотя и является значимым литературным памятником заратуштрийской культуры, тем не мение не является религиозным и Богослужебным текстом. Представления маздаяснийцев о посмертном суде у моста Чинвад, о справедливом воздаянии восходят к откровению пророка Заратуштры и уходят в глубокую древность, за века и тысячелетия до рождения Будды и Христа.
Относительно заимствований из Благой Веры другими учениями можно сказать следующее: Авраамические религии заимствовали не столько представления об аде и рае, сколько представления о добре и зле, как категориях универсальных. По сравнению с этим фундаментальным вкладом Первой и Наилучшей Веры в историю человечества все прочие заимствования другими религиями и культурами, не смотря на их большое количество, являются второстепенными.
Однако самым чудовищным в данной статье является примечание радактора, в котором говрится о том, что последователи Заратуштры сжигали трупы. Данное утверждение является или чудовищной клеветой на благую Веру и её последователей или вопиющей некомпетентностью редактора. Огонь в Благой Вере является олицетворением Бога на земле. Он священен. Мёртвая плоть - это источник страшной скверны, прикосновение к нему - грех, на труп не рекомендуется даже смотреть. Сжигание трупа на огне - это самое страшное злодеяние, которое может совершить заратуштриец с точки зрения Благой Веры. Этот поступок нельзя искупить никакими добрыми делами. На наш взгляд, не знать этого человек, пишущий на религиозные темы просто не может.
Учитывая вышеизложенное, Русский Анджоман оставляет за собой право потребовать от редакции газеты "Комсомольская Правда" публикации опровержения несоответсвующих действительности фактов и принесения извинений последователям Благой Веры.