(Ахунвар)
Величайшая авестийская мантра
,Acah ,TIcTACa ,Sutar ,Aqa ,OyriaW ,Uha ,AqaY
,iAdzam ,SuVhMa ,m&nanaqoayK ,OhManam ,Adzad ,SuVhMaW
.mvrAtsAW ,Tadad ,Oybugird ,miY ,A ,iAruha ,AcmvrqaCx
YaqA ahU WairyO aqA ratuS aCATcIT hacA
WaMhVuS dazdA manaMhO Kyaoqanan&m aMhVuS mazdAi
xCaqrvmcA ahurAi A Yim drigubyO dadaT WastArvm
YaqA – как, ahU – Господин, WairyO – желанный согласно выбору, aqA – так, ratuS – Судья, aCATcIT – от Аши же, hacA – от,
WaMhVuS – Благого, dazdA – предается, отдает себя, manaMhO – Помысла, Kyaoqanan&m – деяний, aMhVuS – бытия, мира, жизни, mazdAi – Мазде,
xCaqrvmcA – и Власть, ahurAi – Ахуре, A – к, Yim – Котрого, drigubyO – беднякам, дервишам, несчастным, dadaT – поставит, даст, установит, WastArvm – пастыря.
Как Господин Бытия достойный предпочтения, так и Рат в согласии с Ашей –
(Рат) деяний бытия – предаётся по Благому Помыслу Мазде,
А Власть – Ахуре, Которого поставят Пастырем для нуждающихся.
КОММЕНТАРИЙ:
Согласно комментарию Баган-яшта (см. Ясна 19:15), а также Бундахишну и Избранному Задспрама, эта мантра была воспета Ахура Маздой перед творением мира. Тем самым был сотворён весь мир, а злой дух (Ахриман) - низвергнут обратно во тьму.
Смысл данной молитвы многогранен и животворящ. Три стихотворные строки соответствуют этической триаде Благой Веры: хумата (благие мысли), хухта (благие слова), хваршта (благие деяния). Двадцать одно слово мантры являют собой двадцать один наск (книгу) Авесты. Эта молитва устанавливает основы мироздания, богопочитания и существования праведной человеческой личности в мире. Она повергает зло в бессилие и устанавливает основы Фрашкарда - будущего обновления Вселенной. Каждая произнесенная Ахуна Ваирья укрепляет в мире праведность, добро и красоту и приближает свершение Фрашкарда. Именно поэтому заратуштрийские учителя считали, что непроизнесение ни единого Ахунвара человеком в течение года - это грех, которому не может быть найдено оправдание.
Первая строка говорит о тождестве и равенстве Аху и Рату, т.е. Идеального Первобытия и Идеального Образца. Первобытие - это Господь Жизни, которой жаждут все существа, поэтому они избирают его и прибегают к живительным первоосновам ради обретения становления и обновления. Образец (Рат), иначе Судия, Глава, Мерило Праведности - действует согласно Аше - вселенскому закону праведности и упорядоченности - и утверждает праведность в мире среди творений.
Аху - это наш Господь, Ахура Мазда, Которого мы осознанно выбираем и причисляем благие творения Ему, а Его - благим творениям. Всё праведное сотворено Им и пребывает в Его воле, наш Образец (Рату) праведности исходит от Него.
Рату - наш Судия и Глава, это Заратуштра, пути которого мы следуем, а этот путь, согласно первой строке Ахунвара - исходит от Господа. Этот путь приведёт нас к свершению Фрашкарда (Обновления бытия)
Читая первую строку, мы укрепляемся в вере и уверенности, что всё благое исходит от Ахура Мазды.
Вторая строка утверждает Рата Судией над деяниями мира. Будучи избранны Благим Помыслом, принадлежа Благому Помыслу и действуя в согласии с Благим Помыслом, он предаёт право Суда и рассмотрения праведности существ Мазде - т.е. "Мыслящему", "Всемудрому", Тому, чья мысль охватывает всё. Рат направляет плоды всех праведных деяний творений к Мазде и на основании этих деяний утвердится Фрашкард, Новая Всеблагая Жизнь, и праведники, исполнявшие волю Господа в соответствии с Ашей, обретут награду.
При чтении второй строки мы укрепляемся в Благом Помысле, в свершении благодеяний и в уверенности в вознаграждении за каждое благое деяние.
Третья строка отдаёт Власть над бытием Ахуре - Господу Жизни, тем самым делая его милосердным пастырем над обездоленными творениями, терпящими несчастья от нашествия зла. Ахура могущественен и всеблаг, а мы, творения, оказались слабы и бедны, но если мы предадимся Его Власти, если мы будем способствовать этой Власти во всём мире, Он поддержит нас своей щедростью и мы будем избавлены от невзгод. А Его Власть - это и есть щедрость к нуждающимся, поэтому проявляя щедрость каждый человек утверждает Власть Ахуры. так все творения Ахуры объединяются ради победы над злом и свершения Фрашкарда.
На этой строке мы укрепляемся в щедрости и в сознании необходимости просить помощи у Ахура Мазды и самим нести помощь всем нуждающимся.