Все молитвы Авесты строятся по единой принципиальной схеме, закономерностям
которой подчиняются гахи, неяеши, афаринганы, яшты, а
также в некоторых чертах сама Ясна. Все составные части
этой схемы можно разделить на постоянные элементы, переменные элементы и
тесно примыкающие к последним вставки, придающие своеобразие каждой молитве.
Некоторые постоянные элементы обычно содержатся практически во
всех молитвах, другие же встречаются только в некоторых из них. Переменные
элементы при наличии общей схемы зависят от язата, которому посвящена
молитва.
Молитва начинается с посвящения создателю: "Во имя Ормазда,
Милостивого, Милосердного, Любящего".
Далее следует Мас-о-вах-о-пирузгар бад мину-йе... "Да
будет великим, благим и победоносным дух (язата, которому посвящена молитва)".
В этой части могут перечисляться и несколько язатов, образующих устойчивую
группу.
Далее в некоторых молитвах может следовать Немасе-те
(поклон) язату или их группе.
Затем идёт Хшнаотра Ахурахе Маздао ("Во удовлетворение
Ахура Мазды!") в такой краткой форме или же более расширенной форме с
отвержением Злого Духа и восхвалением Аши ("Во удовлетворение Ахура Мазды! Во
уничтожение Ангра Маинью! Да свершится истинно (то), что согласно воле наиболее
преображающее! Восхваляю Ашу!). Иногда эта часть дополняется
Ферастуе (восхвалением благих мыслей, слов и дел). Завершается
эта часть троекратной Ашем
Воху.
Далее следует Фраваране - цитата из
Ясны 12 (Исповедания Веры).
Затем идёт Посвящение Гаху - одной из пяти частей суток, в
которые читается молитва.
За гахом непосредственно следует Хошнуман-е кучек
(Малое Посвящение, Малое Умилостивание), в котором имя язата (или имена язатов)
примыкает к слову "во удовлетворение" в родительном падеже со всеми
постоянными эпитетами. Хошнуман-е кучек завершается рефреном с цитатами из
первой строчки Ахунвара, в котором от имени заотара
провозглашается связь между Господством Бога и Духовным Главенством (Свойством
Рата) Заратуштры.
Всё вышеперечисленное считается вступлением к самой молитве. Собственно
молитва заключается в части, именуемой Карде ("часть"). Именно
стихи Карде получают свою нумерацию. Основа Карде - это Хошнуман-е
бозорг (Большое Посвящение), состоящий из имени язата со всеми
постоянными эпитетами в винительном падеже и фразы "мы почитаем". В
большинстве молитв Хошнуман-е бозорг состоит из нескольких таких фраз, иногда
до нексольких десятков, в которых перечисляются сопряжённые язаты, раты,
священные понятия, сущности, части Авесты и т.д. Часто Хошнуман-е
бозорг расширяется дополнительными эпитетами язата (обычно конструкцией
"который...").
В Карде к Хошнуман-е бозорг могут примыкать связанные с ним
стихи-вставки, чаще всего повествовательного характера, описывающие мощь и
великолепия язата. Цитаты из Гат, Ашем Воху и
Ахунвар, разные вставки, поклоны встречаются также и за пределами Карде, как в
начале молитвы, так и в заключительной части.
Карде в большинстве молитв завершается мантрой
Йенгхе-хатам, в
которой провозглашается почитание всех благих творений. Далее следует
стандартное завершение молитвы, все части которого заканчиваются на вставное
Ашем Воху.
В её начале обязательно дважды читается
Ахунвар.
Затем следует Йаснемча..., провоглашающее почитание язата,
имя и постоянные эпитеты которого в родительном падеже приводятся в
Хошнуман-е кучек, составляющем непосредственное
продолжение Йаснемча...
Вторая часть завершения - это Ахмаи Раэшча ("Ему
богатство..."), посвящённая перечислению просьб к язату о подаче всевозможных
благ молящемуся.
Третья часть - Хазангрем ("Тысяча излечений, десять тысяч
излечений"), провозглашающая целительную силу благих сил и призываемого
язата.
Четвёртая часть - Джаса-ме ("Приди ко мне..."),
призывающего Мазду придти на помощь молящемуся во всём величии силы и
победоносности.
Молитва завершается рефреном на пехлеви (в новоперсидском произношении)
Пируз бад, прославляющим Благую Веру.
Некоторым своеобразием отличается
Соруш-важ, Карде
которого занимает молитва Кем-на Мазда, известная из
Видэвдада и состоящая из цитат из Гат, в которых
Заратуштра молит Ахура Мазду о помощи и заступничестве, формул изгнания лжи и
поклона искреннего жертвователя. Ещё более отличается от стандартной схемы
молитва перевязывания пояса Авеста-е
кошти, начинающаяся с Патита (раскаивания в
грехах) и отвержения злых сил. В эту молитву входит расширенная цитата из
Исповедания Веры и Хамазур (призыв к единству всех
повязанных кошти).