Русский Анджоман http://blagoverie.org/avesta/yasna/index.phtml |
04 ноября 2024, 19.08.3762 ЗЭ |
Ясна (yasna) – первейшая и главнейшая часть сохранившейся Авесты – представляет собой сборник текстов, читаемых священнослужителями в одноименном богослужении. Литургия yasna – величайший заратуштрийский ритуал, это «почитание» по преимуществу, вбирающее в себя все формы заратуштрийского почитания и задающий основу для всех остальных ритуалов. Последние (включая повседневные обряды мирян из Хорде Авесты) по сути представляют собой упрощение и сокращение Ясны и основываются на цитатах из текста Ясны.
Текст Ясны состоит из 72 глав, называемых хаити (hAiti «связка»), различной длины и различного содержания. В центре сборника (и соответственно в середине литургии Ясна) Гаты Заратуштры и Ясна Хаптангхаити («Почитание Семи глав»).
Ясне не просто восхваление Ахура Мазды, семи Амеша Спента и язатов. В процессе Ясны мобеды воспроизводят первотворение мира Ахура Маздой, возвращая тем самым мир в то чистое упорядоченное состояние, в котором он был до нападения Врага, наделяя мир оживляющей благодатной силой. Освящаемые в Ясне священные дары символизируют всё мироздание, а приготавливаемая в процессе Ясны хаома – напиток бессертия, который вкусят все праведники при Конечном Воплощении. Таким образом, Ясна – это еще и прообраз Фрашкарда – окончательного обновления мира и очищения его от скверны и зла. Поэтому Ясна всегда совершается на рассвете – время чистоты бытия.
В идеальном случае Ясна совершается восемью мобедами, у каждого из которых свои обязанности в этом действе:
1. Хаванан – мобед, выжимающий хаому
2. Атеравахша – мобед, зажигающий огонь
3. Фраберетар – мобед, подносящий дары
4. Аберета – мобед, держащий дары, помощник
5. Аснатар – мобед, омывающий хаому
6. Раэтвишкар – мобед, смешивающий хаому с водой и молоком.
7. Сраошавареза – мобед-контролер, следящий за правильностью совершения ритуала и исправляющий ошибки.
8. Заотар – центральная фигура Ясны – мобед, возлияющий хаому на огонь, он же произносит основную часть текста.
Уже в древние времена нехватка священнослужителей привела к тому, что совершение Ясны стало возможным двумя мобедами: заотаром (пехл. зот) и раэтвишкаром (распи). Зот – главный чтец Ясны, его чтение прерывается репликами распи или хором двух священников (соответствующие реплики специально отмечаются в изданиях). Главная функция распи при этом – поддерживать Огонь
Основное действие Ясны – возлияние (заотра) приготовленного парахома (сока хаомы, смешанного с молоком) на Огонь. Ясна совершается не там, где поддерживается Священный Огонь, а в другом помещении, куда переносится заженный от Огня алтарь.
Для Ясны готовится вода (перс. аб) из источника, баресман/барсом – пучок веточек тамариска (заменяется металлическими прутиками), перевязь барсома (аивьянгха) из растительных волокон, росток граната (хаданаэпата/анар), молоко – доится мобедом у коровы, при этом мобед повернут лицом к югу, а корова обращена к востоку, топленое масло, хлеб (дрон) – лепешка с девятью насечками.
Далее готовится парахум: стебли хаомы (эфедры) толкутся пестиком в ступке вместе с ростками граната, затем добавляется вода. Сок отцеживается через сито из волосков, взятых у белого быка. Начинается чтение текстов Ясны.
0. Вступление
Ясна 1. Я возвещаю, я собираю… (почитание) язата ради рата…
Ясна 2. В этом возлиянии, в этом баресмане … я сопрягаю почитанием.
II.Приподнесение дрона с кусочком топленого масла посередине
Ясна 3. Я сопрягаю почитанием…
Ясна 5. Ита-аат-язамаиде (Итак мы почитаем - цитата из Ясны Хаптангхаити, см. ниже)
Ясна 8. Освящение даров – посвящение Власти Ахура Мазде, распространение Заратуштрой веры. Заотар вкушает дрон с гошудо.
III. Хум-яшт: приготовление хаомы.
Ясна 11. Хум-яшт. Вступление к Исповеданию Веры.
Заотар вкушает хаому.
IV. Исповедание Веры, продолжение Ясны:
Ясна 13. Призывание ратов, посвящение себя Амеша Спентам.
Ясна 14. Почитание Амеша Спентов
Ясна 15. Почитание Прекрасных именами. Призыв к Сраоше.
Ясна 16. Почитание Ахура Мазды, Заратуштры и покровителей дней календаря.
Ясна 18. Гата Спентамаинью (Ясна 47)
V. Баган-яшт: комментарий на три главные авестийские молитвы:
Ясна 21. Толкование Йенгхе-хатам
VI. Начало преподнесения хаомы:
Ясна 22. В Аше поднятое сопрягаю почитанием.
Ясна 23. Фраваши я сопрягаю почитанием
Ясна 24. Посвящение хаомы и его растительных компонентов Ахура Мазде
VII. Подготовка хаомы:
Ясна 25. Продолжение почитания.
Ясна 27. Почитание Ахура Мазды как Аху и Рату. Чтение Ахунвара. Цитаты из Гат.
VIII. Гата Ахунаваити
Гата молитвы Ахуна Ваирья, посвященная духовному избранничеству Заратуштры.
Ясна 28. Яним мано (Ахья йаса). Моление Ахура Мазде.
Ясна 29. Хшмаибья. Избрание Заратуштры Благим Помыслом.
Ясна 30. Ат-та-вахшья. Два духа и сотворение Фрашо-керети согласно Аше.
Ясна 31. Та-ве-урвата. Утверждение Власти Бога.
Ясна 32. Хваэтумаити. Святое Благочестие против деяний грешников.
Ясна 33. Ятаиша. Обретение Целостности в почитании (ясне)
Ясна 34. Йа-шьяотана. Обретение Бессмертия в почитании (ясне)
IX. Ясна Хаптангхаити - Ясна Семи глав (образцовое почитание)
Ясна 35. Ясна. Почитание Ахура Мазды и Амеша Спентов
Ясна 36. Ахья-тва-атро. Посвящение Огню
Ясна 37. Ита-аат-язамаиде. Восхваление и благодарение Творцу Ахура Мазде.
Ясна 38. Имам-аат-зам. Почитание женских творений
Ясна 39. Ита. Почитание живых твоений
Ясна 40. Аху-ат-паити. Ценность творений
Ясна 41. Стуто-гаро-вахмэнг. Посвящение Власти Ахура Мазде
Ясна 42. Дополнение к Ясне Хаптангхаити
X. Гата Уштаваити
Гата Блаженства, посвященная пророческой стезе Заратуштры
Ясна 43. Уштаваити. Возвещение Блаженства. Благой Помысел является Заратуштре.
Ясна 44. Тат-тва-переса. Вопросы Заратуштры к Ахура Мазде.
Ясна 45. Ат-фравахшья. Провозглашение истин откровения.
Ясна 46. Камнамаэза. Пророческий путь Заратуштры и обращение Виштаспы.
XI. Гата Спентамаинью
Гата Святого Духа, посвященная утверждению почитания (ясны) Заратуштры
Ясна 47. Спентамаинью.Святой Дух Ахура Мазды.
Ясна 48. Йезида. Победа Праведности над ложью.
Ясна 49. Ат-ма-ява. Нравственный выбор последователей Заратуштры
Ясна 50. Кат-мои-урва. Почитание и обретение благ.
XII. Гата Вохухшатра
Гата Благой Власти
Ясна 51. Вохухшатра. Утверждение Благой Власти Ахура Мазды в мире. Вывод из всех Гат.
Ясна 52. Благословение награды (Вставка)
XIII. Гата Вахиштоишти
Гата Наилучшего почитания
Ясна 53. Вахиштоишти. Торжество Благой Веры.
Ясна 54. Аирьяман. Дружественный союз заратуштрийцев.
XIII. Восхваление Гат
XIV. Восхваление Сраоши-Послушания
Ясна 56. Хадохт. Призывание Сраоши
XV. Различные молитвы
Ясна 58. Фшушо-мантра. Мантра Скотовода
Ясна 59. Почитание ратов (… мы почитаем)
Ясна 60. Благословение дому (Тандорости)
Ясна 61. Послание Ясны в пространство.
XVI. Возлияние хаомы на Огонь заотаром (совершение аташ-зура)
XVII. Освящение воды. Вода смешивается с хаомой и молоком (получается парахаома/парахум)
Ясна 63. Цитата из Вохухшатра Гаты и призывания Сраоши
Ясна 65. Почитание воды (Арэдви Суры Анахиты) - совершение аб-зура.
Ясна 67. Фраваши я в Аше помещаю…
Ясна 69. Цитата из Вохухшатра Гаты
XVIII. Заключение.
Ясна 70. Почитание Амеша Спентов. Благие Законы.
Ясна 71. Вопрос Фрашаоштры. Всепочитание.
Ясна 72. Послание Ясны в пространство. Завершение Ясны.
Барсом развязывается, часть парахома выливается в источник, другая часть предается другим мобедам и мирянам.