На юго-востоке современной Турции, на вершине горы, носящей в настоящее время турецкое название Немрут-даг («Гора Нимрода»), сохраняются остатки одного из самых замечательных памятников эллинистического религиозного синкретизма – сооружённого в I в. до Р.Х. иеротесиона («святилища-гробницы») царя Коммагены Антиоха I.
По мужской линии Антиох происходил из иранской династии Оронтидов, первым известным представителем которой был упоминаемый Ксенофонтом в «Анабасисе» Оронт, правивший в 401 г. в качестве персидского сатрапа Арменией и женатый на дочери Артаксеркса II Родогуне. Если верить Страбону, династия восходила к Гидарну – одному из шести соратников Дария Великого. Потомок первого Оронта, носивший то же имя, во время македонского завоевания был сатрапом Великой Армении. Во время войн Диадохов ему удалось распространить свою власть на Коммагену, где одна из ветвей рода закрепилась в качестве правящей династии, первоначально вассальной Селевкидам.
В 163/162 г. до Р.Х. Оронтид Птолемей поднял восстание против Селевкидов и основал самостоятельное Коммагенское царство (просуществовавшее до 72 г. от Р.Х., когда последний коммагенский царь Антиох IV был смещён римским императором Веспасианом, а Коммагена была присоединена к римской провинции Сирия). Внук Птолемея Митридат I (ок. 100 г. – ок. 69 г. до Р.Х.) женился на Лаодике, дочери селевкидского царя Антиоха VIII. Плодом этого брака и стал царь Антиох I (ок. 69 г. – 38 г. до Р.Х.), построивший своё святилище на самой высокой горной вершине Коммагены.
В центре иеротесиона был возведён покрытый гравием могильный холм, в настоящее время имеющий высоту ок. 50 м. В нём, по всей видимости, находится гробница Антиоха, хотя археологам до сих пор так и не удалось её обнаружить. Нижняя часть холма была окружена каменной стеной, по вершине которой проходила дорога для торжественных шествий, соединявшая три террасы, располагавшиеся по сторонам холма – с востока, запада и севера. По неизвестным причинам северная терраса так и осталась незаконченной, западная же и восточная были построены по единому плану с той только разницей, что на восточной имелся огромный каменный алтарь (по-видимому, предназначавшийся для совершения торжественных жертвоприношений в свете восходящего солнца).
Главным украшением восточной террасы были пять колоссальных каменных статуй высотой 7-8 м, восседавших на престолах, по сторонам от которых находились по два таких же колоссальных изображения орла и льва. Надпись Антиоха, высеченная на обратной стороне престолов, называет синкретические греко-иранские имена изображённых богов. В центре находилась статуя Зевса-Ормазда (т.е. Ахура-Мазды), по левую сторону от него – статуи Аполлона-Митры-Гелиоса-Гермеса и Артагна-Геракла-Ареса (Артагн – иранский язата войны Веретрагна). Статуи по правую сторону от Зевса-Ормазда представляли, по собственным словам Антиоха, «мою всепитающую родину Коммагену» и «мой собственный образ», который был дополнительно обозначен греческим словом Тюхе. Предположительно, статуя Коммагены олицетворяла также Спента-Армаити – одну из зороастрийских Бессмертных Святых, символом которой служит земля, а статуя Антиоха – божественную власть иранских царей – Хварену. Колоссы Зевса-Ормазда, Аполлона-Митры-Гелиоса-Гермеса и Антиоха держали в левой руке баресман – связку веток, использующуюся в зороастрийском богослужении, в руке у Коммагены был рог изобилия.
Ниже колоссов располагались четыре каменных рельефа, на которых Антиох был показан в сцене рукопожатия с каждым из четырёх божеств, представленных статуями. На пятом рельефе был изображён гороскоп. В его центре располагалась фигура льва, на теле которого были изображены девятнадцать звёзд (это число эллинистическая греко-вавилонская астрономия приписывала зодиакальному знаку Льва), а на груди – полумесяц, поверх которого был изображён Регул (по-гречески Басилиск) – главная звезда созвездия Льва. Над телом льва находились ещё три большие звезды, названные тут же по-гречески Зевсом, Аполлоном и Гераклом (т.е. планеты Юпитер, Меркурий и Марс). Таким образом, гороскоп представлял прохождение через Регул трёх названных планет и Луны, которое имело место 7 июля 62 г. до Р.Х.
По-видимому, Антиох видел в Регуле – звезде, под которой, как считалось, рождаются цари, своего небесного покровителя, и именно указанная конъюнкция была им воспринята как знак свыше для создания святилища, в котором наряду с богами, чьи планеты в этой конъюнкции участвовали (т.е. Зевсом, Аполлоном и Гераклом, а также Коммагеной, вероятно, тождественной Луне), почитался бы его собственный обожествлённый образ.
По сторонам от алтаря на восточной террасе находились также два ряда каменных стел, посвящённых предкам Антиоха. С северной стороны на них были изображены его иранские предки, начиная с Дария Великого, через ряд других Ахеменидов и сатрапа Оронта вплоть до его отца Митридата, с южной стороны – его греческие предки, начиная с Александра Великого, через Селевкидов вплоть до его матери Лаодики.
Даже в своём сегодняшнем виде, сильно пострадав от времени, землетрясений и варварства мусульман, некогда обезглавивших статуи божеств, иеротесион Антиоха производит глубокое впечатление, и можно себе представить, какие благоговейные чувства он вселял в людей, посещавших богослужения на нём в эпоху его расцвета.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах