Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Абан, день Фарвардин.

19.08.3762 ЗЭ

Поиск
Подписка на новости
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Новости

Новости сообщества: Душа Сухроба Примкулова ушла к мосту Чинвад.

В 7й день Новруза 3759 г. З.Э. (день Амордад месяца Фарвардин) ушла к мосту Чинвад праведная душа нашего...

Новости сайта: проект «Наследие». Азербайджан

Бехрамшах Ноуроджи Шрофф известен как основатель парсийского оккультного движения Илм-е Хшнум. В возрасте 17 лет он стал...

Новости сайта: Заработала рассылка

Рассылка новостей подписчикам заработала


Все новости
Публикации

Календарь на 3757 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1388 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3757 год зороастрийской эры/1388 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3753 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1384 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3753 год зороастрийской эры/1384 год эры царя царей Йездигерда...

Гаханбары

Зороастрийские праздники


Все публикации
Комментарии

Тема: Атрушан в Ани

Хочется от лица сообщества извиниться за излишне поспешные и несбалансированные выводы. Наиболее обшироное освещение эта тема...

Автор: Ramyar


Тема: Чему же учил Заратуштра?

К сожалению, эта статья не единственная, вот еще один перл от апологета христианства http://kray.lg.ua/religion-main/religii-blizhnego-vostoka/129-zoroastrizm.html

Автор: luktah


Тема: Интервью президента России В. Путина

audi01, это хорошая идея! Если ли бы Кремль обратил внимания на это!

Автор: Э р а д ж


Все комментарии
Главная \ Традиция \ Обычаи и обряды Версия для печати

Погребальные обряды

В религии заратуштрийцев смерть считается не концом жизни человека, а началом духовной жизни души умершего и пребывания её в другом мире. Поэтому  скорбь и траур после кончины заратуштрийца неприемлемы и непозволительны.

 

Согласно представлениям заратуштрийцев человек включает в себя нескольких составных частей, таких как тело, жизненную силу, душу и фравахар. Тело, состоящее из различных своих членов, называется на авестийском языке тану и является материальной частью человека.

 

Религия Зартошта содержит множество наставлений о том, что за телом нужен уход и присмотр. Телу не только нельзя наносить вред, но нужды его необходимо удовлетворять. Поэтому тело нужно держать чистым и сильным, ибо оно есть дворец для души. Но когда жизнь покидает тело, тело теряет всякую ценность и вперёд выходит забота о том, чтобы оно не загрязняло окружающую среду.

 

В Древнем Иране с останками умерших поступали по-разному. Те, кто жил поблизости от густых лесов, останки сжигали. Кто селился рядом с пустыней, в песчаной местности, предавали останки земле. А те, кто жил в холодном климате, где земля покрыта снегом и они не имели возможности зарыть останки в землю, их помещали внутри стены, называемой «дахма», в высоких и удалённых от жилищ месте, обычно на вершине горы, чтобы останки умершего оставить на съедение грифам.

 

В прошлом заратуштрийцы Йезда, Кермана и других областей Ирана оставляли останки умерших в дахме. Но теперь они предают их земле.

 

Жизненная сила по-авестийски называется аху (ahu). Это та сила, которая приводит тело в движение и побуждает его совершать различную деятельность, а в конце жизни в смертный час отделяется от него.

 

Душа, по-авестийски урван, - это дух, от которого исходят помыслы, слова и деяния человека, побуждающий его к выбору и правильному поведению.

 

Фравахар, о котором говорилось выше, по-авестийски звучит как фраваши, что означает развитие и совершенство, - это божественная и святая сила, заключённая в человеке, которая одновременно является защитником души, чтобы она между добром и злом выбирала добро и удовлетворяла волю Ахура Мазды.

 

При сотрудничестве души и фравахара человек становится благомысленным и благодетельным, его душа движется к счастью и обретает место в обители света и песнопений (в раю).

 

Во время смерти тела фравахар воссоединяется с божественными силами, а душа начинает вечную духовную жизнь в зависимости от своей благодетельности.

 

Церемония погребения

 

Заратуштрийцы никогда не хоронят тела умерших ночью, когда темно, и ждут наступления рассвета.

 

Тело умершего, облачённое обычно в белые или светлые одежды и белую шапочку или платок, относят на кладбище по самому простому обряду, без скорби и плача.

 

На кладбище после омовения тела на умершего надевают белую материю, а затем помещают его в железный гроб и четверо людей несут его на плечах в место или зал, где собираются провожающие его в последний путь. Здесь мобед и дехмобед, пришедшие на кладбище за час до того, в почтительной тишине поют отрывки из Гат и вместе с присутствующим просят о милости к новопреставленному. Когда заканчивается пение Гат, гроб с останками таким же образом уносят к готовой могиле для погребения.

 

Обычно заратуштрийцы всегда стараются участвовать в обряде погребения и двигаются за гробом в молчании и спокойствии. Перед сопровождающими умершего идёт старший сын покойного, повязав на правое плечо зелёный платок. Это знак того, что жизнь в этой семье будет продолжена.

 

В руках один из сопровождающих, двигающийся впереди гроба, держит атешдан, от которого распространяется аромат ладана и сандала .

 

Участвующие в обряде женщины несут с собой благовония и веточки мирта и самшита. Когда умершего предают земле, в могилу брызгают немного воды, а затем зажженные благовония зелёными веточками кладут на землю кладбища.

 

После совершается молитва ради удовлетворения души умершего, а в конце произносится авестийская фраза: «Иристанам урвано йазамаиде йа ашаонам фравашайо», - и трижды читается Ашем Воху.

 

Перевод этой фразы таков: «Души умерших мы почитаем, фраваши праведных».

 

Третий день

 

На третий день после смерти проводится обряд в память покойного. В больших городах заратуштрийцы проводят его в зале адарана или аташкаде. В нем участвуют родственники и друзья умершего. Мобед, облачённый в белые одежды, читает отрывки из Авесты. На столе стоят сосуды с кофе и сахаром. Каждый из участвующих при входе или после того, как пожелает душе умершего радости – на выходе, берёт немного кофе или куочки сахар и кладёт их в рот.

 

В городе Йезд и окружающих его деревнях заратуштрийцы проводят обряд третьего дня дома после того, как вынесут тело из дома. Место, где находились останки, моют и брызгают раствором белой глины. Внешние стены дома и пескам-е масса также брызгают смесью белой глины.

 

В конце третьего дня в дом покойного приходят родственники и друзья. С собой они, прежде всего женщины, приносят зелёные веточки мирта и благовония и помещают их в пескам-е массе, то есть специальном месте проведения религиозных обрядов. Они считают, что зелёный цвет - это цвет жизни и роста, и тем самым они желают живым процветающей жизни, а душам умерших – радости.

 

По предварительной договорённости в обряде также участвует мобед. Он читает молитвы  из Хорде Авесты во имя и удовлетворение души покойного.

 

Четвёртый день

 

Заратуштрийцы, прежде всего жители города Йезда и окружающих деревень, после смерти собираются в доме покойного перед рассветом четвёртого дня. В этом обряде участвуют прежде всего мужчины и юноши.

 

Мобед в присутствии мужчин и женщин, участвующих в обряде и одетых в белые шапочки и платки, читает гах Ошахен[1]. Когда начинается рассвет, дехмобед просит присутствующих обратить лицо в сторону света, и помолиться сначала о собственном здравии и долголетии, а затем о радости души умершего. После молитвы, сопровождаемой чтением Авеста-йе Кошти, мобед поёт отрывки Авесты в гах Хаван[2]. Согласно своим традиционным представлениям, заратуштрийцы полагают, что душа окончательно оставляет тело после трёх дней и на рассвете четвёртого дня проходит Чинвад[3]. Если душа человека была благодетельной, она легко преодолевает этот духовный мост и достигает дворца света и песнопений (Гаротмана, рая). А если душа была грешна, она не проходит через Чинвад и оказывается в обители молчания и тьмы (в аду).

 

Рай и ад у заратуштрийцев – это особые состояния души.

 

Если у человека не осталось потомства, на рассвете четвёртого дня родственники и друзья покойного выбирают ему в качестве сына юношу или мальчика. Его называют «полгозар» - «позволяющим перейти мост» и затем в качестве сына он становится наследником покойного и ответственным за отправление поминальных обрдов по его душе.

 

Последующие поминальные обряды

 

Ради удовлетворения душ умерших и совершения благотворительности заратуштрийцы после рассвета четвёртого дня совершают обряды на десятый день (дахе), на тридцатый (сирузе) и затем каждый месяц до года, а затем в дату смерти (рузе) подобно тем, о которых говорилось выше.

 

Справление обряда годовщины смерти продолжается вплоть до тридцати лет. На обряде поминовения души и фравахара умершего присутствуют родственники и друзья. Заранее готовятся традиционные блюда: хлеб, сирог, сир-о-седаб, халва и так далее. Принимают участие в них также мобед и дехмобед. Мобед и присутствующие приветствуют душу и фравахар умерших чтением афарингана и других авестийских молитв.

 

Обряд Пир-е Нарестане

Со дня Сепандармаз по день Азар месяца Тир / 4- 6 тира /  23 – 27 июня

 

 Нарестане – так называется молитвенное место, находящееся примерно в тридцати километрах на восток от Йезда, куда отправляются заратуштрийцы  со дня Сепандармаз по день Азар месяца Тир для совершения молитв и совместного празднества.

 

Это молитвенное место расположено в неглубоком ущелье и с трёх сторон окружено горами. До недавнего времени, чтобы попасть сюда, нужно было оставить автомобиль и часть пути преодолеть пешком по горам. Но теперь этот путь благоустроен.

 

Рядом с основным зданием Пир-е Нарестане есть источник, собирающий воды с окружающих вершин в бассейне, обеспечивающем нужды Пира. Здесь растёт миртовое дерево, ветви которого выходят наружу из постройки и придают ей очаровательный вид. Некоторые заратуштрийцы, особенно чтящие традиции, считают, что этот центр паломничества является местом кончины Ардашира Сасанида.

 

Заратуштрийцы из Йезда и окружающих деревень, а также из других останов, остаются здесь на пять дней, совершая молитвы Ахура Мазде и поминая души и фравахары положивших свои жизни за родину и благие человеческие ценности. Присмотр за этим молитвенным местом возложен на заратуштрийский анджоман Марьямабада.

 

Далее >>>



[1] Один из пяти периодов времени совершения заратуштрийцами молитв, приходящийся на предрассветное время.

[2] Хаван – время молитвы от рассвета до полудня.

[3] Чинвад – мост или проход, который должна преодолеть душа умершего после смерти.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
© "Русский Анджоман". Дата публикации 12.11.09
При полном или частичном использовании ссылка обязательна.
Создание сайтастудия Fractalla Design  |  Дизайн — Avesta Design Studio
контакты  |  карта сайта