Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Абан, день Фарвардин.

19.08.3762 ЗЭ

Поиск
Подписка на новости
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Новости

Новости сообщества: Душа Сухроба Примкулова ушла к мосту Чинвад.

В 7й день Новруза 3759 г. З.Э. (день Амордад месяца Фарвардин) ушла к мосту Чинвад праведная душа нашего...

Новости сайта: проект «Наследие». Азербайджан

Бехрамшах Ноуроджи Шрофф известен как основатель парсийского оккультного движения Илм-е Хшнум. В возрасте 17 лет он стал...

Новости сайта: Заработала рассылка

Рассылка новостей подписчикам заработала


Все новости
Публикации

Календарь на 3757 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1388 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3757 год зороастрийской эры/1388 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3753 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1384 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3753 год зороастрийской эры/1384 год эры царя царей Йездигерда...

Гаханбары

Зороастрийские праздники


Все публикации
Комментарии

Тема: Атрушан в Ани

Хочется от лица сообщества извиниться за излишне поспешные и несбалансированные выводы. Наиболее обшироное освещение эта тема...

Автор: Ramyar


Тема: Чему же учил Заратуштра?

К сожалению, эта статья не единственная, вот еще один перл от апологета христианства http://kray.lg.ua/religion-main/religii-blizhnego-vostoka/129-zoroastrizm.html

Автор: luktah


Тема: Интервью президента России В. Путина

audi01, это хорошая идея! Если ли бы Кремль обратил внимания на это!

Автор: Э р а д ж


Все комментарии
Главная \ Традиция \ Обычаи и обряды Версия для печати

Джашн-е Мехрган

День Мехр месяца Мехр / 10 мехра / 2 октября

 

Слово «Мехр» означает «договор» и «дружбу». В календаре и культуре Древнего Ирана праздник Мехрган имел первенствующее значение после Новруза. Причина этого заключалась в том, что в древнем иранском календаре год состоял только из двух больших сезонов и эти два праздника открывали начало каждому из них.

 

Иными словами Новруз считался началом первого сезона, а Мехрган – второго. Первым сезоном было лето, начинавшееся с Новруза и продолжавшееся семь месяцев. Второй сезон, зима, начинался в праздник Мехрган и продолжался пять месяцев. Праздник Мехрган начинался в день Мехр и продолжался последующие шесть дней. Великие иранские праздники и торжества происходят непосредственно с территории Древнего Ирана. Как повествует Шахнаме Фирдоуси, возникновение Джашн-е Мехргана тесно связано с историей Ирана, с победой иранцев под руководством кузнеца Каве над тираном Заххаком, которого после долгих усилий при поддержке всего народа, заковали в цепи и выбрали царём Фаридуна.

 

Ныне заратуштрийцы также в день Мехр месяца Мехр идут в аташкаде и храмы и угощают друг друга традиционными блюдами. Совершая молитвы и организуя культурную программу, например, выступления на национальную и религиозную тематику, устраивают пение песен и декламации стихов.

 

В некоторых деревнях Йезда праздник Мехрган отмечается не по сезонному календарю Фасли[1].

 

Некоторые семьи готовят традиционные блюда, жаренную баранину и лувог (специальный маленький хлебец) и угощая всех, раздают милостыню.

 

В некоторых других деревнях Мехрган сопровождается также процессией с музыкой. На пятый день после Мехргана группа жителей деревни, состоящая по большей части из молодёжи, собирается в адаране или у источника подземного канала, а затем один из деревенских музыкантов сопровождает их шествие игрой на зурне, а другие музыканты бьют в арабуне (бубен).

 

Они движутся по деревне, заходя в каждый дом, начиная с крайнего. Процессия некоторое время останавливается перед домом, продолжая веселье и музыку, а затем стучится в ворота и входит в дом. Хозяйка каждого дома сначала выносит зеркало и розовой воды. Она поливает руки гостей розовой водой и подносит зеркало к лицу, а затем угощает всех заранее приготовленной смесью, состоящей из семечек тыквы и подсолнечника, изюма и так далее. Кроме того, хозяева также угощают гостей шербетом или чаем. Затем дехмобед или кто-то ещё из процессии, владеющий красивым голосом, провозглашает имена умерших, скончавшихся прежде в предыдущих поколениях в этом доме и новопреставленных, и все желают им милости и упокоения души.

 

В большинстве домов прежде всего поминают душу того, кто провёл в эту деревню или город подземный канал с водой. Затем высказывают пожелание счастья и здоровья, называя имена живущих в доме своих предков и хранящих его огонь. Остальные участники процессии в конце каждой части поминаний и пожеланий, повторяя: «Идун бад!» (Да будет так!) или «Ша-баш!» (Будь счастлив!), удостоверяют и подтверждают сказанное.

 

Затем дехмобед деревни получает от этого дома тарелку с лорком или орехами и выспает его в большой платок, повязанный у него на поясе. С музыкой и весельем все выходят из этого дома и идут к следующему, чтобы без музыки и праздника не остался ни один. Если же дверь дома окажется закрытой и в доме никто не живёт, люди некоторое время стоят у его ворот и поминают души и фравахры умерших в этом доме.

 

В конце шествия по деревне у участников обычно оказывается собранным большое количество лорка и орешков. Некоторые семьи помимо лорка дают дехмобеду также немного денег на возможные расходы по ремонту и поддержанию адарана и на устройство гаханбаров. В некоторых домах процессии также дают фрукты для использования их на гаханбары.

 

Всё, что собрала по домам, процессия приносит в адаран. В зале адарана также присутствует мобед и поёт Афаринган-е Гаханбар в память всех душ. Семьи, которые в этот день готовят мясо, также приносят его в адаран.

 

Следует отметить, что за день до того в адаране за счёт общественных средств деревни готовится особый хлеб лувог. Приготовленное мясо делят на маленькие части и помещают их с зеленью между двумя хлебами-лувог. Во время совершения гаханбара дехмобед ножом делит фрукты на маленькие кусочки. После окончания обряда фрукты раздаются присутствующим вместе с лорком, хлебом-лувог и мясом.

 

Гаханбар Аясарем

Со дня Аштад по день Анарам месяца Мехр / 20 – 25 мехра / 12 – 16 октября

 

Название этого гаханбара происходит от авестийского аятрима, то есть начало зимних холодов. На время его приходится пора, когда скотоводы возвращают стада с летних пастбищ в зимние стойла. Согласно традиционным представлениям заратуштрийцев, в этот гаханбар Бог сотворил травы и деревья.

 

Этот гаханбар справляется подобно другим заратуштрийским гаханбарам с приготовлением традиционных блюд и накрыванием стола в доме или общественном зале.

 

Далее >>>



[1] Согласно нефаслическому календарю, без високосной поправки, используемому некоторыми заратуштрийцами для справления определённых обрядов со времён Сасанидов по сию пору.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
© "Русский Анджоман". Дата публикации 12.11.09
При полном или частичном использовании ссылка обязательна.
Создание сайтастудия Fractalla Design  |  Дизайн — Avesta Design Studio
контакты  |  карта сайта