День Хур месяца Дэй / 5 дэя / 26 декабря
Согласно рассказам некоторых авестийских источников, иранский пророк по завершении своей пророческой миссии, состоявшей в наставлении людей о правдивости, спасении и мире, достижимых посредством деятельных усилий и на основе разума, был убит в городе Балх. В это время страной правил царь Гоштсап Кеянид, Зартошту, который учил всех, кто желал его слушать, в аташкаде города Балх, было на тот момент семьдесят семь лет.
В этот период Гоштасп вместе со своим сыном Эсфандияром были в отъезде из Балха, тогдашней столицы, и Арджасп, правитель туранцев, давний враг иранцев, воспользовался случаем и направил многочисленное войско под руководством Тур-Братура на Иран.
Под натиском туранского войска, несмотря на доблесть защитников, ворота Балха пали. В это время иранский пророк Зартошт молился вместе с Лохраспом и другими своими последователями, которые все погибли от мечей захватчиков. В конце этого рассказа упоминается, что это случилось в Балхе в день Хур месяца Дэй.
Поэтому заратуштрийцы, чтобы почтить память Зартошта и сберечь ценности его учения, в день Хур месяца Дэй идут к аташкаде и адарану и обращаются с молитвой к Единому Создателю. Заратуштрийцы, живущие в некоторых деревнях и городских кварталах, выпекают за день до Даргозашта в тануре хлеб, готовят плов для угощения и традиционные блюда. В день кончины Ашо Зартошта в присутствии мобедов читается Афринган, а в полдень все угощаются приготовленными блюдами, иногда плов насыпают в специальные посудины и отсылают домой.
В некоторых деревнях остана Йезд семьи накрывают в своих домах, в пескам-е масе праздничный стол, ставят на него символы Амешаспандов, возжигают благовония. Женщины готовят традиционные блюда, и все домочадцы в молитве обращаются с приветствием к душе и фравахру Ашо Зартошта.
В больших городах люди собираются в зале адарана и проводят культурную программу, посвящённую личности иранского пророка и его спасительного послания.
Джашн-е Дэйган
Дни Дэй месяца Дэй / 25 азара, 2, 9 и 17 дэя / 16, 23, 30 декабря, 7 января
Слово дэй означает «создание» и «создатель». В месяц Дэй, помимо первого дня – Ормазд, названного в честь Бога, есть также три дня с этим именем: Дэй-бе-Азар, Дэй-бе-Мехр и Дэй-бе-Дин. В Древнем Иране первый Дэйган – первый день месяца Дэй, день Ормазд – назывался также Хоррам-руз (Счастливый день). В этот день – день после ночи Челле, самой длинной ночи года – шах всей страны и правитель каждого города встречались с народом. Ныне заратуштрийцы также в некоторых деревнях и городах в один из дней Дэй месяца Дэй устраивают празднество. Как и в другие месячные праздники, они стараются с весельем справлять праздник Дэйган, собираясь в общественных помещениях, таких как зал адарана или аташкаде.
Гахабанр Маидьарим
Со дня Мехр по день Вахрам месяца Дэй / 10 – 14 дэя / 31 декабря – 4 января
Пятый в году гаханбар-чехре – это Маидьярим. Он продолжается пять дней со дня Мехр по день Вахрам месяца Дэй. Маидьарим значит середина спокойного времени, поэтому этот праздник справляется во время успокоения и отдыха земледельцев и скотоводов. С другой стороны согласно традиционным представлениям заратуштрийцев, это время сотворения на земле животных. Заратуштрийцы справляют этот гаханбар подобно другим гаханбарам, как было описано выше, у себя дома или в общественных помещениях.
Джашн-е Бахманган
День Бахман месяца Бахман / 26 дэя / 16 января
Слово Бахман или Вохуман, происходящее из авестийского Воху-Мана, означает благой помысел и чистое мышление. В тридцатидневном заратуштрийском календаре второй день каждого месяца, после дня Ормазд, называется Вахман.
Бахман – это один из Амешаспандов, или иначе говоря один из лучей и атрибутов Ахура Мазды. В Гатах Ашо Зартошта это слово встречается очень часто, и Зартошт, иранский пророк, получает от Вохумана помощь в обретении откровения от Ахура Мазды. Вохуман, то есть Помысел и разум даны Богом. Своё откровение Ашо Зартошт постигал посредством священного благого разума, данного Ахурой. В прошлом этот праздник также назывался бахмандже, но мы располагаем только незначительными сведениями о том, как справляли этот праздник.
Сегодня заратуштрийцы также чтут Джашн-е Бахманган, подобно другим месячным праздникам они справляют его, собираясь вместе на молитву в аташкаде или молитвенных местах и в своих речах высказывают пожелания обретению всеми людьми Благого Помысла. Затем, как и на другие праздники, устраивается веселье.
Далее >>>