Заратуштрийцы на протяжении истории своего проживания на территории Ирана, подобно последователям других религий, обустраивали специальные места для молитв, почитания, восхваления Ахура Мазды, которые они называют «неяеш-гах» (место молитвы), изменённое затем в «зиярат-гах» (место паломничества).
Помимо аташкаде и адарана, являющихся местами для совершения почитания и проведения собраний заратуштрийцев, в таких городах, как Керман, Тегеран, Карадж, Ахваз и Йезд, также существуют места, называемые Шах-Варахрам-изад[1]. Кроме того, в остане Йезд располагаются другие молитвенные места, именуемые «пир»[2], где заратуштрийцы собираются в определённые дни.
Относительно причин и обстоятельств возникновения мест паломничества некоторые полагают, что изначально это были священные места митраистов[3], а затем они перешли к заратуштрийцам. Другие считают, что это были места упокоения древних героев, самоотверженно погибших за родину и веру, а некоторые также говорят, что поскольку в Древнем Иране особое место занимала философия единства, общественного согласия и общественных советов, современные молитвенные места на самом деле появились как места для собраний и встреч людей со всех деревень и посёлков, чтобы они могли в спокойной обстановке без посторонних глаз обсудить различные вопросы общественной, профессиональной и культурной жизни, обменяться мнениями. Как бы там ни было, в определённое время заратуштрийцы едут к этому молитвенному месту, чтобы поклониться Господу. Придя в место поклонения, они покрывают свои головы (женщины – белым платком, мужчины – белой шапочкой) и снимают обувь с ног.
По середине некоторых из этих мест поклонения располагается так называемый калак, в котором можно воскурить благовония и где стоит атешдан с огнём, на котором возжигают ладан и сандаловые веточки, испускающие приятный запах. В центре этой части располагают масляные лампады, в которых используют фитили из хлопчатобумажной верёвки, испускающие приятный свет. В этом священном пространстве в молитвенное время заратуштрийцы вместе или поодиночке совершают свои молитвы. Некоторые заратуштрийцы остаются здесь для молитвы на несколько часов, а некоторые даже на несколько дней. В последнем случае с собой они приносят в молитвенное место еду и постель. После простой, но глубокомысленной молитвы Ахура Мазде они возвращаются в свои лагеря или комнаты, расписанные по соответствующим деревням и посёлкам, а потом постепенно собираются вместе, готовят сирог и раздают милостыню, осведомляются у друг друга о состоянии дел и здоровья и завершают всё весельем и праздником. Описание каждого молитвенного места и времени совершения заратуштрийцами паломничества к нему последует ниже в соответствующем месте.
Пир-е Херишт
Со дня Амордад по день Хур месяца Фарвардин / 7 – 11 фарвардина / 27 – 31 марта
Это молитвенное место расположено в четырнадцати километрах от города Ардакан, на расстоянии семидесяти километров на север от города Йезд. Пир-е Херишт, по верованиям некоторых заратуштрийцев, - это место упокоения одной из спутниц дочери Йездигерда III по имени Говхарбану, которая при преследовании арабами, вторгшимися в Иран, отбилась от каравана и после скитаний в этом месте совершила молитву Господу и неожиданно стала невидимой. Пир-е Херишт расположен на вершине горы из чёрного известняка, а у подножия горы благотворителями построены здания, именуемые хейле (лагерь), и паломники приходят в это место изблизи и издалека, чтобы провести в этом лагере несколько дней.
Присмотр и распоряжение над этим молитвенным местом возложено на заратуштрийский анджоман села Шарифабад близ Эрдекана.
Сиздах-е Новруз
День Тир месяца Фарвардин / 13 фарвардина / 2 апреля
Тринадцатый день месяца Фарвардин имеет название Тир или Тештар.
Изад[4] Тир или Тештар, которому в Авесте посвящён один из яштов, это изад дождя. По верованиям, бытовавшим прежде Ашо Зартошта, поскольку в Новый Год побеждает изад дождя, а дэв засухи погибает, в молитвах в день Тир люди должны поминать этого изада и просить у него низведения дождей. В Древнем Иране после совершения обрядов Новруза, когда земля покрывается зелёной травой и наливаются зеленью пшеница и овощи, в тринадцатый день, посвящённый изаду дождя, люди шли в степь, в поле и к оросительным каналам, устраивали веселье и танцы и просили у Господа низведения дождя.
Ныне в день изада Тештар, в месяц Фарвардин заратуштрийцы также собирают с праздничного дастархана еду, орехи, сладости, оставшиеся после Новруза, берут с собой шешу, то есть зелёные ростки, стоящие на столе, и идут в степь, поле, к родникам и проточной воде.
На берегу потока заратуштрийцы пускают зелень плыть по воде и выражают пожелание, чтобы год был благодатным и счастливым. Весь этот день до конца они проводят вне дома, устраивая празднование на лоне природы среди зелени полей.
Два дня перед тринадцатым днём и после него называются соответственно Мах и Гуш. Эти два дня относятся к дням, называемым набор, в которые заратуштрийцы воздерживаются от употребления мяса.
Дни Набор
В заратуштрийской религии не существует постов и воздержаний от пищи в течении дня. Вместо этого каждый месяц в особые дни, называемые набор, заратуштрийцы не употребляют никаких блюд, в приготовлении которых используется мясо. Названия дней набор, которые считают днями воздержания от мяса: Вахман, Мах, Гуш и Рам.
Согласно традиционным верованиям заратуштрийцев, это делается ради сохранения животных, и кроме того, это полезно для здоровья.
Джашн-е Фарвардинган, Фрудог
День Фарвардин месяца Фарвардин / 19 фарвардина / 8 апреля
День каждого месяца, когда название дня совпадает с названием месяца, у заратуштрийцев считается праздничным. Первым из таких ежемесячных праздников (джашнов) является Джашн-е Фарвардинган, отмечаемый в день Фарвардин месяца Фарвардин, который также называют Фрудог. Этот праздник посвящён праведным фравахарам умерших родственников и предков, поэтому все в этот день ради удовлетворения душ и фравахаров умерших идут на места упокоения. Каждый для приготовления и раздачи меязда при совершении обряда Фарвардинган приносит с собой фрукты или лорк. Женщины готовят сир-о-седаб, сирог, плов и другие обрядовые блюда. Мобеды одевают специальные белы одежды для совершения религиозного обряда и хором исполняют Афринган-Хани. Участники также приветствуют фравахары и души умерших молитвой. Дехмобеды во время исполнения обряда Афринган-Хани режут фрукты на мелкие части и по окончании обряда раздают их среди участников вместе с лорком, кусочками сирога и пловом.
Обряд «Шах-Варахрам-изад»
Двадцатый день каждого месяца у заратуштрийцев назван в честь Варахрама. Варахрам означает «победоносный», а Варахрам-изад – это «победоносность, достойная почитания». В верованиях иранцев победоносность всегда ценилась высоко и была достойна почитания. Поэтому в Авесте имеется красивый гимн, восхваляющий победоносность. Древние иранцы перед началом каждого общественного мероприятия собирались в особом молитвенном месте, хором читали гимны, восхваляющие победоносность и всей душой и со всей твёрдостью воли устремлялись в бой ради победы. Постепенно эти места получили название храмов Варахрам-изада. В настоящее время по крайней мере раз в месяц, в день Варахрам, заратуштрийцы собираются в храме Шах-Варахарам-изада, совершают моление Ахура Мазде и просят у Него, чтобы Он подал им победоносность в жизни, а тех, кто подвизался в следовании завету Ашо Зартошта. касающемуся «обновления жизни», «способствования развитию бытия» и «распространения обычая Праведности», Он сделал победоносными и счастливыми. Заратуштрийцы, находясь в местах паломничества и храмах, совершая молитву, обычно всегда одеты в седре и подпоясаны кошти.
Далее >>>
[1] Описание молитвенного места Шах-Варахрам-изад см. ниже.
[2] Букв. «старец» (Прим. перев.)
[3] Митра (совр. перс. Мехр) – божество, последователи которого были распространены в Иране до заратуштрийцев.
[4] Изад – «достойный почитания», зд. ангел (Прим. перевод.)