Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Абан, день Фарвардин.

19.08.3762 ЗЭ

Поиск
Подписка на новости
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Новости

Новости сообщества: Душа Сухроба Примкулова ушла к мосту Чинвад.

В 7й день Новруза 3759 г. З.Э. (день Амордад месяца Фарвардин) ушла к мосту Чинвад праведная душа нашего...

Новости сайта: проект «Наследие». Азербайджан

Бехрамшах Ноуроджи Шрофф известен как основатель парсийского оккультного движения Илм-е Хшнум. В возрасте 17 лет он стал...

Новости сайта: Заработала рассылка

Рассылка новостей подписчикам заработала


Все новости
Публикации

Календарь на 3757 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1388 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3757 год зороастрийской эры/1388 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3753 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1384 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3753 год зороастрийской эры/1384 год эры царя царей Йездигерда...

Гаханбары

Зороастрийские праздники


Все публикации
Комментарии

Тема: Атрушан в Ани

Хочется от лица сообщества извиниться за излишне поспешные и несбалансированные выводы. Наиболее обшироное освещение эта тема...

Автор: Ramyar


Тема: Чему же учил Заратуштра?

К сожалению, эта статья не единственная, вот еще один перл от апологета христианства http://kray.lg.ua/religion-main/religii-blizhnego-vostoka/129-zoroastrizm.html

Автор: luktah


Тема: Интервью президента России В. Путина

audi01, это хорошая идея! Если ли бы Кремль обратил внимания на это!

Автор: Э р а д ж


Все комментарии
Главная \ Традиция \ Обычаи и обряды Версия для печати

Обряд Гаханбар

Слово «гаханбар» состоит из двух частей: гах, то есть «время» и бар, то есть «плод», иначе говоря это время созревания плодов. Гаханбары – очень древние праздники, посвящённые основному занятию древних иранцев, то есть земледелию и скотоводству. Эти праздники проводятся в шесть периодов в году, называемых чехре (букв. «лик»), каждый из которых длится пять дней. Согласно своим традиционным представлениям, заратуштрийцы считают, что сотворение Богом мира происходило в шесть этапов или шесть чехре-гаханбаров. В Авесте эти шесть праздников именуются yāirya, то есть годовые или сезонные. На языке пехлеви гаханбар также называется «гасанбаром». Перед началом каждого гаханбара совершается обряд Вадж-яшт.

 

Вадж-яшт на Гаханбар

 

На рассвете первого дня чехре-гаханбара в храме Варахрам[1] каждого города совершается обряд «Вадж-яшт». В этом обряде участвуют хушт-мобеды[2] и группа верующих заратуштрийцев.

 

 Мобеды, называемые зутами, поют семьдесят две главы (хат) Ясны. Другие мобеды, называемые распи, помогают зуту петь некоторые части Ясны. Этот обряд называется Йазашн-Хани, и совершается он в комнате, называемой йазашн-гах, располагающейся рядом с той, где хранится огонь. Во время Язешн-Хани и пении Ясны мобедами готовится напиток парахум. Этот напиток они получают, толча и растирая с водой стебли растения «хум» («хоум»)[3] в специальной бронзовой ступке, а в конце обряда наливают его в маленький сосуд и дают отведать участвующим в обряде.

 

По окончании обряда Вадж-яшт начинается первый день чехре-гаханбара. В большинстве деревень, населённых заратуштрийцами, что находятся в остане Йезд, где до сих пор сохранилась традиционная национальная архетиктура, гаханбар справляется в домах[4]. Жители дома готовятся к гаханбару заранее, готовят лорк и другие блюда. За день до гаханбара подметают жилище и разбрызгивают воду. В пескам-е масе и снаружи дома брызгают белой глиной, готовят хлеб и традиционные блюда, расстилают в пескаме скатерть для гаханбара и ставят на неё всё, что необходимо для религиозного обряда.

 

Сухофрукты для лорка немного отличаются от тех, что используются на Джашн-Хани и Седре-Пуши. На гаханбар лорк делают из смеси фиников, сенджеда (лоха), изюма, миндаля, грецких орехов, сушёных персиков и сухих орешков. Их высыпают на большой платок, именуемый «чадер-е шаб» («ночной полог»), который расстилают рядом со скатертью в пескаме и кладут на него один гранат или красное яблоко с несколькими веточками мирта.

 

В дом, где будет совершаться гаханбар, постепенно прибывают верующие, мобед и дехмобед. Мобед и дехмобед идут в пескам-е мас и становятся скраю от скатерти, а остальные участники рассаживаются в других пескамах, комнатах и во дворе.

 

Дехмобед громогласно возвещает имена умерших, в память которых будет совершаться гаханбар. Затем по его просьбе все встают для того, чтобы перевязать кошти, вместе с мобедом поворачиваются лицом к свету и хором читают Авеста-йе кошти. Затем присутствующие развязывают на поясе кошти и во время чтения молитвы повязывают его вновь, а затем, по окончании молитвы садятся.

 

По команде дехмобеда одна из женщин, призванная готовить традиционные блюда, в начале гаханбара делает сир-о-седаб, высыпает его в таз, медную миску или рузин и вносит его в пескам-е мас.

 

Мобед воспевает молитву Афаринган-е Гаханбар. В это время дехмобед нарезает на подносе фрукты ножом. Чтение Авесты мобедом и соместные действия, совершаемые присутствующими и дехмобедом, продолжаются далее так, как описывалось в Джашн-Хани. В конце обряда раздаёт каждому немного лорка, а затем выносит всем поднос с фруктами, называемый друн или дрин, чтобы каждый отведал с него кусочки фруктов.

 

На некоторых гаханбарах вместе с лорком участникам раздают по одной или несколько лепёшек хлеба. Этот хлеб, немного меньший, чем обычная лепёшка, называется лувог, его пекут за день до гаханбара в тануре. На некоторые гаханбары также готовят специальные блюда, типа плова или абгушт (мясной суп с горохом и фасолью), и в конце обряда угощают ими гостей.

 

В Кермане, Тегеране и других городах гаханбары справляют таким же образом, но по большей части в залах или рядом с аташкаде и адараном.

 

В Кермане также для стола на гаханбар готовят два других вида хлеба, один из которых называется колу, а другой, тесту которого повсюду придают форму солнечных лучей, называют солнечным хлебом или хоршид. На скатерть кладут семь лепёшек такого хлеба.

 

На некоторых гаханбарах в Кермане по окончании гаханбара среди участвующих разделяют лорк и фрукты, а затем гостей угощают едой, которая была приготовлена для гаханбара, и в конце обряда каждому дают по лепёшке колу.

 

Гаханбар Маидью-зарем

Со дня Хур по день Мехр месяца Ардибехешт / 10-14 ордибехешта / 30 апреля – 4 мая

 

Со дня Хур и по день Мехр месяца Ардибехешт в домах или общественных помещениях заратуштрийцами справляется чехре-гаханбар Маидью-зарем.

 

Маидью-зарем состоит из двух авестийских слов: маидью, то есть «середина» и зарема, то есть «весна», и таким образом означает «середина весны». Этот праздник отмечается, когда созревает и вырастает трава и наливаются земледельческие плоды, а с другой стороны, согласно традиционным представлениям заратуштрийцев, во время сотворения Богом неба и по этому поводу ради почитания неба устраивается праздник и веселье.

 

Далее >>>



[1] Главное аташкаде каждого города, в котором хранится символ света, называется Аташ-Варахрам.

[2] Хушт – мобед, совершающий религиозные обряды в каждом поселении или деревне.

[3] Кустарник эфедра (Прим. пер.)

[4] В больших городах, где строятся современные дома, этот обряд совершается в зале адарана.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
© "Русский Анджоман". Дата публикации 12.11.09
При полном или частичном использовании ссылка обязательна.
Создание сайтастудия Fractalla Design  |  Дизайн — Avesta Design Studio
контакты  |  карта сайта