День Хордад месяца Хордад / 4 хордада / 25 мая
Хордад – это название четвёртого дня месяца Хордад. Это слово происходит от авестийского Хаурватат, имени одного из Амешаспандов, означающего «Целостность», «Совершенство». Наши предки отмечали день Хордад месяца Хордад и шли в этот день к источникам, рекам и берегам озёр, совершали моление Господу и восхваляли Ахура Мазду.
Ныне заратуштрийцы также приходят в общественные залы и молитвенные места, после восхваления Ахура Мазды отмечают праздник Хордадаган и устраивают веселье.
Обряд Сети-пир
День Аштад месяца Хордад / 24 хордада / 14 июня
Сети-пир – так называется одно из мест паломничества, расположенное рядом с Марьямабадом, одним из заратуштрийских поселений близ Йезда, присмотр за которым возложен на анджоман этого села.
Древнее здание Сети-пир представляет собой крепость, по четырём сторонам которой до сих пор стоят четыре башни. Ещё не так давно это сооружение одиноко стояло в песчаной местности на краю пустыни, но теперь в связи с расширением Йезда Сети-пир был включён в городскую черту.
В день Аштад месяца Хордад многочисленная группа заратуштрийцев остана Йезд и других городов Ирана прибывает в это молитвенное место, чтобы увидеться с друзьями, поделиться по случаю новостями, помолиться и восхвалить Ахура Мазду.
Здание сети-пира разделено на комнаты. С одной стороны этого здания расположено главное место храма. Это небольшой зал, с двух сторон которого расположены две маленькие комнаты. С одной стороны главного зала располагается каменная платформа, на которой рядом с атешданом горят масляные лампады. В этом зале одетые в белые шапочки и платки молящиеся возжигают благовония, кладут на огонь сандаловые веточки и ладан, чтобы распространился приятный аромат, и молятся Ахура Мазде.
Некоторые семьи готовят при этом храме сирог, сахарную вату и нитчатый плов и угощают ими родственников, друзей и всех присутствующих. Заратуштрийцы завершают этот день в Сети-пире весельем и танцами.
Обряд Пир-е Сабз (Чак-чак)
День Аштад месяца Хордад / 24 хордада / 14 июня
Молитвенное место Пир-е Сабз, называемое также «Чак-чак», находится на расстоянии приблизительно 65 километров на северо-запад от Йезда у подножия известковой горы Чак-чак. Присмотр за этим местом паломничества и организация поклонения возложены на анджоман заратуштрийцев Шарифабада, что близ Ардакана.
Совместное паломничество заратуштрийцев к Пир-е Сабзу начинается со дня Аштад месяца Хордад и продолжается вплоть до дня Анарам в течение пяти дней. В это время к этому месту паломничества прибывает множество заратуштрийцев из всего Ирана и даже из других стран. Пир-е Сабз расположен у подножия горы с крутыми склонами, и чтобы достичь храма, надо пешком преодолеть путь по этому склону.
Заратуштрийские благотворители построили в Пир-е Сабзе здания для пребывания единоверцев, которые называются «лагерями». Многие города и деревни, в которых живут заратуштрийцы, имеют свои «лагеря» для пребывания своих жителей. Каждый «лагерь» представляет собой здание, в котором может разместиться несколько семей. Те, кто намеревается оставаться в Пир-е Сабзе больше одного дня, приносят с собой постели и еду.
Главное место храма расположено в маленьком зале. Пирангах или главное помещение пира вытесано в скале внутри горы. На каменной стене с одной стороны храма, представляющей собой склон горы, зеленеют такие растения, как адиантум (венерины волосы, называемые «крылья Сиявоша»), мирт и горный инжир. В скальной расселине капля за каплей (на диалекте заратуштрийцев «чак-чак») появляется вода и, подобно дождю, капает в каменный бассейн и копится в хранилище. Питьевая вода для нужд паломников и для деревьев обеспечивается из этого источника.
В главном помещении храма для возжигания огня стоит атешдан, в который молящиеся кладут сандаловые веточки и ладан, чтобы пространство храма наполнялось приятным ароматом. Мужчины и женщины, молодёжь и старики становятся во время молитвы в храме. Они одевают белые шапочки и платки и тихо поют главы из Авесты, вознося благодарение Ахура Мазде.
Помимо молитвы и восхваления Ахура Мазды, которое происходит в основном помещении храма, люди встречаются друг с другом, спрашивают о здоровье, особенно у тех, с кем давно знакомы.
В некоторых лагерях старшие добрым словом вспоминают умерших и дают младшим наставления. Также в других лагерях Пир-е Сабза учёные люди выступают на различные темы: культурные, общественные, научные, - и наставляют слушающих воплощать в жизнь учение иранского пророка Ашо Зартошта.
В других лагерях играют на «арабунé» (вид музыкального инструмента типа бубна) и полночи продолжается веселье. Молодые люди и девушки, ставшие недавно женихами и невестами и впервые вместе со своими семьями участвующие в обряде Пир-е Сабз, приносят с собой коробочки с ноклем и сладостями, покрытые зелёной фольгой, чтобы провозгласить счастливое начало совместной жизни. В один из дней молитв в Пир-е Сабзе в лагере, где есть жених и невеста, собираются родственники и друзья, и провожают пару до подножия храма игрой на арабуне, хлопаньем в ладоши и поздравлениями. В храмовом зале с коробочек отворачивают фольгу и всем раздают нокль и сладости на счастье жениху и невесте. Иногда в Пир-е Сабзе проводят сам обряд помолвки или Седре-Пуши. Поскольку речь зашла об обряде помолвки и бракосочетания, в этом месте мы расскажем о его проведении в заратуштрийской традиции.
Далее >>>