Обычаи каждого народа являются сокровищницей культуры, искусства и нравственности, складывавшихся на протяжении времени, которые, пройдя все перипетии истории, досталась в наследие данному народу. Чтобы народные традиции не исчезли под воздействием чужой культуры, они должны передаваться из поколения в поколение.
Блистательная культура Ирана является продолжением более древней культуры этой страны. Искусство, обычаи, нормы поведения, начиная с далёкого прошлого вплоть до наших дней, показывают нам, как формировалось мировоззрение наших предков.
Вера и религия Зартошта, уходящая корнями в древнюю иранскую культуру сыграла значительную роль в сложении иранских традиций и обрядов.
С тех пор, как пророк Ашо Зартошт призвал иранцев к единобожию, в их традициях появились и распространились основы нравственности и этические ценности, наложившие отпечаток на религиозные обычаи и обряды.
Заратуштрийцы, представляя собой отдельное сообщество внутри иранской нации наряду с последователями иных религий, больше других сохранили и с честью пронесли через века очень многое из древней и великой культуры Ирана.
Хотя ныне иранские заратуштрийцы, кроме остана Йезд, проживают в таких городах как Тегеран, Керман, Шираз, Исфахан, Карадж, Захедан, Ахваз и некоторых других, именно заратуштрийцы города Йезда и окружающих деревень благодаря особым географическим и климатическим условиям в наибольшей степени сохранили обычаи и обряды и культурные ценности своих предков.
Заратуштрийцы остана Йезд помимо центра города и окрестных деревень, ныне тесно связанных с городом, живут также в некоторых кварталах города Тафт и деревнях около городов Ардакан и Мейбод.
С самого начала своего проживания в Йезде заратуштрийцы постоянно трудились, и, проживая в самом сердце пустыни, орошая и возделывая землю, благоустраивали и озеленяли свой город.
Хотя многие из их потомков ныне живут в условиях городской жизни и не занимаются более земледелием, тем не менее они тоже очень любят земледельческий труд и природу и берегут в сердце свою привязанность к родным местам, поддерживая с ними многочисленные связи, поэтому в каком бы месте Ирана они ни жили, для празднования традиционных праздников, и проведения прочих обрядов, которые в основном происходят от земледельческого образа жизни или же основаны на природных явлениях и исторических событиях, приезжают в город или деревни своих предков в остане Йезд и с особенной торжественностью проводят традиционные и религиозные обряды.
Заратуштрийцы, населяющие остан Керман в недалёком прошлом также достойно вносили свою лепту в сохранение и соблюдение традиционных и религиозных обрядов в местах своего проживания.
Ныне они, помимо центра Кермана, где расположено аташкаде (храм огня), образовательные и культурные учреждения, живут также в городах Бам, Сирджан, Равер и Бардсир и также стараются справлять свои традиционные праздники, обычаи и обряды.
Заратуштрийцы, проживающие в других регионах Ирана – это семьи, десятилетия или столетия назад переселившиеся в эти города из Йезда или Кермана ради поисков лучшей жизни и заработка, но и здесь, учреждая культурные и общественные центры и аташкаде, они также придерживаются традиций.
Теперь мы перейдём к обзору традиционных и религиозных обычаев и рассказу о том, как проводятся праздники, начиная с торжественного празднования Новруза, отмечаемого в день иранского нового года[1], и заканчивая объяснением традиционных обрядов конца года.
Далее >>>
[1] В заратуштрийском календаре каждый солнечный год делится на двенадцать месяцев, в каждом – по тридацть дней, и каждый день имеет особое название по порядку: Ормазд, Вахман, Ардибехешт, Шахривар, Сепандармазд, Хордад, Амордада, Дей-бе-Азар, Азар, Абан, Хир (Хур), Мах, Тир, Гуш, Дей-бе-Мехр, Мехр, Соруш, Рашн, Фарвардин, Варахрам, Рам, Бад, Дей-бе-Дин, Дин, Ард, Аштад, Асман, Замьяд, Мантраспанд и Анарам.
После двенадцати месяцев добавляется пять добавочных дней, названных в честь пяти Гат, священной книги заратуштрийцев. Пять дней в конце года также называются «пандже» («пятёрка») или месяцем Гатабью. Их имена: Ахнавад, Оштавад, Сепантамад, Воху-Хшатар и Вахиштоишт. Естественно, каждые четыре года добавляется ещё один день, называемый «Авардад» («добавочный»).