Душа Быка и Заратуштра
Священный первозданный мир, создание Ахура Мазды, был осквернен. Злой дух всюду сеял разрушение, тьму и смерть. Первочеловек и первобык были убиты, и Душа Быка, являвшая собой душу всех живых существ, вышла из его обездвиженного тела и возопила так, как закричали бы тысяча человек: «На (кого) ты оставил руководство творениями, что несчастья обрушились на землю и растения засохли? Где тот человек, о котором ты сказал: «Я создам (человека), чтобы он проповедовал заботу (о вас)?».
И Ахура Мазда сказал: «Ты больна, о Душа Быка, болезнью, которую принес Злой дух. Если бы было возможно в это время сотворить на земле человека, то Злой дух не был бы таким жестоким».
Тогда Душа Быка двинулась к стоянке звезд и там проголосила еще раз. Затем она поднялась к стоянке луны и голосила там. Потом – у стоянки солнца также раздался ее вопль.
И Ахура Мазда явил ей блистательную фраваши – предсуществующий дух, сотворенный Им изначально при создании обоих миров: духовного и телесного. И сказал: «Это фраваши Заратуштры Спитамы. Наступит день, когда Я пошлю его в оскверненный телесный мир, чтобы избавить его от несчастий и проповедовать заботу о тебе». Душа Быка обрадовалась и сказала: «Тогда я взращу все творения, что будут с нетерпением ожидать его прихода!»
Ниспослание хварна Заратуштры. Дугдова – мать Заратуштры.
Хварно (авест. Xarvnah-, перс. farr, то есть «блеск», «сияние», обеспечивающее славу) Праведного Заратуштры было сотворено творцом Ахура Маздой. По Его воле хварно, вместив в себя его сущность, устремилось вниз, в телесное бытие. Сначало оно попало в бесконечные сияния, от бесконечных сияний оно устремилось еще ниже, к Солнцу, от Солнца – к Луне, от Луны – к звездам, и спустившись от сферы звезд, он устремилось в огонь, горевший в очаге семьи Зоиш. Когда жена Фрахимравана («широкого речью»), главы семьи Зоиш, по имени Френи, подкладывала на этот огонь сухие дрова, хварно вселилось в нее и смешалось с ее внутренним огнем. Вскоре, а это было за 45 лет до обретения Заратуштрой Веры, в одну из ночей жена Фрахимравана родила ему дочь, названную Дугдовой («доящая») – будущую мать Заратуштры.
Как только Френи разрешилась от бремени, все домочадцы семьи Зоиш были поражены: от новорожденной струился чистый внеземной свет Хварна, перешедшего от матери к дочери. Более того, чудесным образом этот свет становился виден любому, кто в течение трех ночей после рождения благодетельной Дугдовы, проходил мимо дома Зоиш. О столь чудесном явлении Фрахимраван и его домочадцы уведомили правителя, который сказал по этому поводу: «Это хварно телесного бытия, хварно, без которого нет жизни, а есть лишь бессмысленное движение».
Дэвы были весьма напуганы сиянием этого хварна. Желая помешать его воплощению в Праведном Заратуштре, они наслали на селение Фрахимравана три беды: лютую зиму, мор скота и нашествие врагов. В умах невежественных односельчан Фрахимравана возникло подозрение, что эти беды вызваны колдовством подраставшей девушки; ведь раз ее окружает такое сияние, что когда она шла по дороге, оно, окружая ее, изливалось вдоль всей ее длины, значит, решили они, она обладает великой колдовской силой. Все соседи Фрахимравана были очень обозлены на него и наставивали на том, чтобы изгнать девушку из села. Отец Дугдовы отвечал им, говоря о несправедливости обвинения ее в колдовстве: «Когда она сидит в комнате, где нет огня, то в ней становится светлее, чем там, где на огонь подкладывают дрова – столь ослепительно ее сияние; известно ли вам, что бы кто-либо из колдунов был столь же блистательным»?
Однако эти слова не заставили опомниться невежественных односельчан, чему способствовали подстрекания дэвов, кавиев и карапанов, и Фрахимраван понял, что эти люди пойдут на все, лишь бы убить его дочь и что он не сможет им помешать. Тогда Фрахимраван собрал девушку в дорогу и приказал ей следовать в деревню потомков Спитамы, принадлежавшую Паитирагтараспе, сыну Аурватаспы в области Арахш.
По пути туда навегда покидавшая родину девушка остановилась на возвышенности, откуда она обозрела всю расстилавшуюся ниже область потомков Спитамы. В этот миг до нее донеслись голоса язатов: «Вступай в их область, о Дугдова! Она очень низменна и широка. Здесь люди, живущие в ней, ходят со своими стадами многочисленного скота. И она создана Творцом быть твоим убежищем, где тебя примут тебя и помогут тебе». Девушка с благодарностью приняла их слова и убедилась, что ее отец был прав, отослав ее сюда. Она омыла руки в потоке и с успокоившейся душой спустилась вниз.
Так с божественной помощью Дугдова спаслась от козней дэвов и благополучно прибыла в область потомков Спитамы, где была принята главой Спитамидов Паитирагтараспой. У Паитирагтараспы был неженатый сын, по имени Поурушаспа. Он полюбил юную Дугдову, и поскольку последней уже исполнилось пятнадцать лет – возраст вступления в совершеннолетие – вскоре была устроена свадьба, и Дугдова вышла замуж за Поурушаспу – будущего отца Праведного Заратуштры.
Ниспослание фраваши Заратуштры.
Как уже говорилось, Творец Ахура Мазда и Амешаспанды сотворили фраваши Заратуштры при первотоврении Бытия, когда оно оставалось без противодействия Разрушителя. Они наделили фраваши устами и языком – тем, чем впоследствии, в земном воплощении он будет возвещать Веру Ахура Мазды. В течение всего срока эры Смешения, наступившей после нападения Злого Духа на Творение, фраваши Заратуштры находилась в тесном общении с Амешаспандами и казалось, она сама уподобилась Амешаспандам благодаря этому общению.
В преддверии наступления срока явления Праведного Заратуштры в мир, Ахура Мазда спросил у Воху Мано и Аша Вахишты: «Узрели ли вы мать, через которую мы сможем воплотить в телесный мир Заратуштру?». Воху Мано и Аша Вахишта отвечали: «Ты ведаешь, о Святейший Дух, о Заратуштре, которого мы сотворим, и о его появлении в телесном мире. О Благодетельный, объяви нам, которые суть иные Амешаспанды, о месте его появления, ибо Ты его знаешь!» Так обсуждал Он появление Заратуштры с Воху Мана, Аша Вахиштой, Хшатра Ваирьей, Спента Армаити, Хаурватат и Амеретат, сказав: «Послание Заратуштра в телесный мир случится не ради Меня, ибо владея устами и языком, он будет провозглашать нашу Веру всему воплощенному миру. Если мы посылаем его в плотский мир живых существ как провозгласителя духовной истины, то очевидно, что они будут обсуждать происхождение его – моего праведника, которого мы сотворили одновременно с водой, землей, растениями и животными. Так ниспошлем же в селение Поурушаспа того, кого назовут благородным Заратуштрой».
Тогда Амешаспанды сотворили красивый, сочный и свежий стебель Хаомы высотой с человека и поместили в него фраваши Праведного Заратуштры, и выведя его из Бесконечного Света, поместили туда же его врожденный разум. Хаома был окружен стеной из света, и в нем постоянно появлялись отверстия, из которых сочился его сок. Когда оставалось тридцать лет до обретения Веры Заратуштрой, Воху Мано и Аша Вахишта объединились в своем превосходстве и спустились в земное бытие, держа в руках этот стебель Хаомы.
Рядом с рекой Вахви Даити на большом дереве две птицы свили гнездо в надежде вывести потомство. Но семь лет подряд древесные змеи приползали и пожирали их птенцов. Увидев Амешаспандов и Хаому, птицы взмолились: «Мы, как и люди, можем совершать почитание с помощью Хаомы. Даруйте нам этот великолепный стебель!». Так совершалось замысленное по воле Ахура Мазды и Амешаспандов. Воху Мано схватил одну птицу за ноги, а Аша Вахишта – вторую, и двое Амешаспандов поместили Хаому на том дереве в их гнезде. И вот приползли змеи, стремившиеся как обычно пожрать птенцов этих птиц. Но тут они увидели фраваши Заратуштры и придя в ужас, поползли жаловаться дэвам, но фраваши Заратуштры ударила их по челюстям, и они издохли. Так в этом гнезде соединенный с деревом рос этот стебель Хаомы, оставаясь всегда свежим и сочным, храня в себе фраваши Заратуштры.
А Воху Мано и Аша Вахишта, объединенные в своем превосходстве, отправились на пастбище потомков Спитамы к пасшему скот Поурушаспе, все время мысля о Хаоме. Они внушили ему благочестивую мысль о необходимости служения духовным сущностям, и вдохновленный желанием совершить Ясну, Поурушасп вышел к реке Вахви Даити, где высоко на дереве, в гнезде птиц он увидел великолепный стебель Хаомы. «Это величайший знак для меня, - подумал Поурушаспа, - я должен взять этот стебель, однако я не могу до него достать, поэтому придется срубить это дерево, чтобы снять тебя, о Хаома, чтобы от тебя произошло великое благо мне и моему роду».
Поурушаспа пошел к водам Даити, совершил омовение и омыл свои одежды. Здесь произошло чудо: Воху Мано перенес стебель Хаомы с верхушки дерева на его середину. Поурушаспа, совершив омовение, подошел к дереву и снял весь стебель. Это был дар Амешаспандов, подобно тому, когда человек угощает сына своего друга двух или трех лет отроду чем-нибудь вкусным, тот воспринимает это как дар Амешаспандов.
Принеся Хаому домой, Поурушаспа сказал своей благородной жене: «О Дугдова, ты должна оберегать этот стебель Хаомы до тех пор, пока он не послужит нам в обряде», то есть до тех пор, пока Поурушаспа не отожмет его для Ясны.
Ниспослание телесной сущности Заратуштры.
Когда Ахура Мазда сотворил телесную сущность Заратуштры, та по Его воле устремилась в дольний мир, смешавшись с небесной водой. Амешаспанды Хаурватат и Амеретат собрали из этой воды тучу и ниспослали на селение потомков Спитамы теплый дождь к радости скота и людей. Капля за каплей, подобно семени двух могучих быков, вода падала на сухие пастбища, питая их влагой, и вместе с ней в сок растений вошла телесная сущность Заратуштры.
Поурушаспа погнал на пастбище шесть белых желтоухих коров. Здесь вновь произшло чудо: двое коров были яловыми, однако неожиданно после выпаса на этом пастбище вымя их стало полным молока. Когда Поурушаспа пригнал коров обратно, он сказал жене: «О Дугдова! У двух из этих коров, непокрытых и нетелившихся, появилось молоко. Подои этих коров, в которых вместились вся слава и великолепие коров телесного мира».
Дугдова встала, взяла свое большое кожаное ведро, складываемое в четыре части, и стала доить то молоко, что было в их вымени, а в то молоко переместилась телесная сущность Заратуштры. Коровы дали столько много молока, что оно переполнило ведро женщины и большую часть его ей пришлось вылить на землю.
Рождение Заратуштры в телесном облике должно было вот-вот случиться, и всполошившиеся дэвы устроили сходку. Верховный Дэв дэвов прогнусавил: «Вы, дэвы, стали весьма ненаблюдательны. Из-за вашего нерадения пища часто потребляется людьми свежей, из-за чего скоро в телесный мир водворится сущность того, кто станет Праведным Заратуштрой. Кто из вас возьмется предать его погибели все то время, что он будет существовать для людей, и сделать его бессильным?». Тогда Каэшма, дэв вихря, искусный в зле, прогнусавил в ответ: «Я возьму на себя его уничтожение». Вместе с трижды по пятьдесят дэвами – карапанами Каэшмы, он набросился на селение потомков Спитамы. Многие дома селения были разрушены, а многие пастухи погибли, но все, кто в тот день, были в доме у Поурушаспы и ели его пищу, уцелели.
Зачатие Заратуштры. Смешение его хварна, фраваши и телесной сущности.
После Порушаспа спросил у Дугдовы о Хаоме и взяв его стебель, отжал его в церемонии Ясны и смешал с тем молоком от двух яловых коров. Так фраваши Заратуштры смешалась с его телесной сущностью. Поурушаспа отпил из чаши сам и дал отпить напитка своей жене. Супругов охватило желание, и они слились в объятиях, желая зачать сына. Однако притаившиеся дэвы, желавшие во что бы то ни стало помешать появлению Заратуштры, прокричали в злобе: «Почему ты это делаешь, о подлый Поурушаспа?!», и испугавшись, супруги в смущении разомкнули объятия. Они слились в объятиях во второй раз, но дэвы вновь прокричали свой вопль, и они опять остановились. Тогда они слились в объятиях третий раз, но вновь дэвы криком смутили их. Наконец супруги сказали друг другу: «Мы не будем останавливаться, даже если сюда прибудут весь Арахш и весь Наотара» и исполнили свой долг до конца. Так был зачат Заратуштра, когда в теле Дугдовы смешались его хварно, фраваши и телесная сущность.
>>>Глава 2