Qiṣṣa-i Sanjān
Содержание
-
-
-
-
-
-
-
-
-
|
|
Это поэма, описывающая основные события ранней истории
парсов: бегство группы зороастрийцев из захваченного мусульманами Ирана,
основание ими города Санджан в индийском Гуджарате, расселение общины и
учреждение огня Бахрам (получившего название Ираншах, то есть «Иранский царь»),
битву с мусульманскими завоевателями Гуджарата несколько веков спустя.
Автор поэмы — Бахман Кайкобад Хамджияр Санджана (Sanjāna) —
завершил её в день Хордад, месяца Фарвардин в 969 г. эры Йездигерда (1600 г.),
будучи в почтенном возрасте. Его отец Кайкобад Хамджияр Санджана, «сердце
которого приходило в восторг от одной мысли об Ираншахе», был главой мобедов
гуджаратского города Навсари. Его род происходил из города Санджан, именно
поэтому этот город оказывается в центре внимания автора сказания.
Поэма составлена на персидском языке и содержит
четыреста тридцать рифмованных двустиший (бейтов). Бахман Санджана вырос в
семье, известной своими поэтическими талантами. Кроме того, эпоха XVI-XVII
вв. отличалась широкой литературной деятельностью в парсийской среде, когда
создавались поэтические и прозаические религиозные произведения на персидском
языке, велась активная переписка с зороастрийцами Ирана.
Сказание о Санджане было основным источником по истории
парсов в течении долгого времени и в настоящее время не утратило своего
высокого статуса. Например, упоминаемые условия, поставленные индийским царём
перед прибывшими зороастрийцами, до сих пор могут упоминаться как
основополагающие для соверменной парсийской общины. В этом смысле Сказание
служит для парсов мифом об основании их сообщества. Тем не менее
сейчас вполне очевидно, что оно не охватывает обстоятельства появления
зороастрийцев в Индии во всей полноте, как и не содержит точных дат.
Краткая история спасения веры
и жизней предками парсов, согласно Сказанию, такова:
Группа зороастрийцев из хорасанского города Санджана (о
котором автор имеет смутное представление, располагался он в Мервском оазисе, в
современном Туркменистане), из-за угнетений со стороны «разрушителей веры»,
захвативших Иран, бросает свои дома и бежит на юг в Кохистан («горную
область»), где община живёт сто лет. Наконец притеснение настигает их и там,
они приходят в Ормуз — порт на берегу Персидского залива. В
Ормузе они пребывают пятнадцать лет, после чего они снаряжают корабль и
отплывают по морю в Индию. Они высаживаются на маленьком острове Диу (около
побережья полуострова, называемого сейчас Катхиявар). После
девятнадцатилетнего проживания на острове они вновь садятся на корабль и после
успешного преодоления бури высаживаются на берегу южного Гуджарата. Здесь они
договариваются с местным правителем по имени Джади Рана об основании
постоянного поселения, которое получает название Санджан — в честь родного
города в далёком Хорасане.
|
Когда беженцы попросили у Джади Раны убежища, он приказал вынести и вручить
им чашу, наполненную до краёв молоком, намекая на то, что его царство уже полно
людьми и чужакам в нём нет места. Тогда зороастрийский дастур взял щепотку
сахара и бросил её в молоко, показывая, что зороастрийцы не только не
переполнят страну, но и само их присутствие пойдёт ей на пользу. Эта известная
парсийская легенда не вошла в Сказание о Санджане.
|
Для датирования высадки в Гуджарате предлагались разные
периоды: от начала VIII до середины X вв. Кроме того, как выясняется в наше
время, торговые связи Индии и Сасанидского Ирана приводили зороастрийцев
на Гуджаратский берег задолго до указанных дат. По всей видимости, иранские
беженцы эпохи Халифата воспользовались хорошо известными торговыми
путями и в Гуджарате присоединялись к уже существующим торговым колониям
единоверцев. Нелишне также отметить, что царь Джади Рана ни в каких других
источниках не известен, и остаётся только предполагать, что он был одним из
раджпутов североиндийской империи Пратихара, возглавляемой народом-кастой
гурджар (gurjara-, gujjara-), от которого собственно и получил название
Гуджарат.
Важной вехой для новой общины, оторванной от родных
храмов, стало учреждение в Санджане святого огня
— Аташ-Бахрама, для которого Джади Рана выделил специальное чистое место. Этот
огонь получил название Ираншах, то есть «Иранский царь», или же «царь
иранцев», символизируя духовную власть и ритуальный центр парсов. В тексте
сказания упоминается, что необходимые для освящения огня предметы доставлялись
из Хорасана, что явным образом свидетельствует о непрекращавшихся связях
индийских и иранских зороастрийцев по торговому пути через Аравийское море.
Дальнейшее основание парсийских общин в других городах
Гуджарата описывается в Сказании как расселение зороастрийцев из Санджана.
Упоминаемые при этом города, в которых поселились парсы, в целом соответствуют
делению парсийской общины на пять пантхов (своего рода «епархий»),
сформировавшемуся к XIII-XIV вв.:
-
Пантх Санджан возглавлялся священнической семьёй
Санджана
-
Пантх Навсари — семьёй Бхагариа
-
Пантх Анклесар — семьёй Годавра
-
Пантх Броач (Бхаруч) — семьёй Бхаруча
-
Пантх Камбат (Кхамбхат) — семьёй Кхамбатта.
Упоминаемый в Сказании Бариав возвысился как важный
парсийский центр позже, когда находящийся рядом город Сурат превратился
в главный порт западного побережья Индии при португальцах и Моголах (с XVI
в.). Здесь же упоминается Банканер, который соответствует современному Биканеру
в Раджастхане — далеко от основного расселения парсов (следует, однако, учесть,
что даже в XVII в. Гуджарат и Раджастхан оставались во многих аспектах единым
пространством).
Следующие три главы посвящены другой эпохе в истории парсов
— мусульманскому завоеванию Гуджарата, которому, согласно Сказанию,
зороастрийцы оказали отчаянное сопротивление. На Санджан
насылает войско царь Махмуд — известный по другим источникам как
Махмуд Бедага, султан Гуджарата (1458-1511), окончательно подчинивший как
Катхиявар, так и южное побережье. В сотрудничестве с индийским правителем
зороастрийцы собираются на битву. Бахман Кейкобад описывает битву
мусульманского полководца Улуг-хана и зороастрийцев с поистине эпическим
размахом. Главный герой здесь Ардашир, храбро побивающий
неприятельские ряды. Благодаря героизму парсов победа досталась защитникам
Санджана, мусульмане бежали с поля боя. Однако Улуг-хан
предпринимает второе наступление и сопротивление
захлёбывается в крови, а Ардашир погибает.
Оставшиеся в живых парсы бегут на
гору Бахарут, расположенную к югу от Санджана, где до сих пор сохранился
пещерный зороастрийский храм. В этом убежище они прячут от мусульманских
захватчиков огонь Ираншах, а затем выдвигаются вместе со святыней в город
Бансда, расположенный в стороне от моря.
Огонь Ираншах долгое время поддерживался в Бансде, в глуши
субконтинента. Это начало создавать трудности верующим, поскольку большинство
парсов вновь стали жить на густонаселённом побережье и были вынуждены совершать
тяжёлые паломнические поездки в Бансду к своей святыне. Состоятельный парс по
имени Чанга Аса предложил перенести Огонь в
Навсари, что и было сделано дастурами с великим почтением. Ираншах
поддерживается до сих пор: в 1742 году он был перенесён в городок Удвада между
Навсари и Санджаном.