Данная статья призвана опровергнуть ложное представление о том, что Гаты являются единственным священным текстом зороастризма, а поздняя Авеста составлена жрецами и должна быть отвергнута. Подобная точка зрения продвигается последователями исламизированного зороастризма, т.н. «джаффаризма», вместе с их ложным переводом Гат и манипуляциями с текстом Младшей Авесты.
Паллан
Гаты вместе с обширной авестийской литературой перенесли два значитальных разрушения. Первая катастрофа произошла, когда потерпел поражение последний Ахеменид, царь Дарий, и проклятый Александр сжег зороастрийские писания. Вторая - в 650 году н.э., когда восстановленные священные писания были уничтожены вторгшимися арабами. Существующие Гаты, унаследованные нами, являются фрагментированными и отрывочными частями изначального, более обширного текста. К изначальному корпусу было добавлено прозаическое толование каждого поэтического стиха. Об этом сказано в Ясне 57.6, где Сраоша-язата упомянут как первый, кто прочел пять Гат Заратуштры в прозе и стихах с толкованием. Существующие Гаты содержат стихи, зачастую столь прерывистые по отношению друг к другу, что тексту не достает плавности потока мыслей и идей от одного стиха к другому. Тем самым они отличаются от стихов Ригведы, регулярно связаных с друг другом. Тем не менее нужно отметить, что каждый стих Гат сам по себе целостен.
Особенно интересны наставления Заратуштры, утраченные в Гатах, но, к счастью, сохраненые в Младшей Авесте. Примеров можно приводить много. (См. мои предыдущие сообщения). Я уже указывал, что последовательное упоминание Благих Мыслей, Благих Слов и Благих Деяний, основа учения Зартуштры, отсутствует в Гатах. Впервые оно может быть обнаружено в Ясне Хаптангхаити, прозаическом тексте на гатическом языке, ныне преимущественно рассматриваемом как непосредственное творение пророка и где почитается Ахура Мазда, названный блистательным и щедрым ЯЗАТОМ (YAZATA) (Y41.3). Авестийское слово, обозначающее почитание - "YAZAMAIDE" (Y37.1). Эти два слова 'Yazata' и 'Yazamaide' встречаются не только в староавестийской Ясне Хаптангхаити, но и во всех главах существующей Младшей Авесты.
Другой важный пример, который следует рассмотреть: отсутствие в Гатах фундаментальной для зороастризма идеи - идеи телесного воскрешения, которая должна быть неотъемлемой частью учения Заратуштры. Эта идея утрачена в Гатах, но сохранена в Замьяд-яште, глава 19 (Яшт 19 Младшей Авесты) (см. Humbach-Ichaporia, Zamyad Yasht, Text, Translation and Commentary, Harrassowitz, 1998) и в Вендидаде 18.51 (Ср. Albert de Jong, Traditions of the Magi, 1997).
Чтобы подчеркнуть вышеупомянутое, позвольте начать с разбора Гаты Ахунаваити и ее расширения в более поздней Авесте. Эта статья ясно продемонстрирует, что идеи Младшей Авесты проистекают из Гат, опровергая множество ошибочных высказываний, пущенных в обиход для того, чтобы подорвать авторитет негатических текстов, чтобы пропагандировать, что зороастризм основан только на Гатах, а остальная Авеста имеет только историческую ценность и должна быть отвергнута.
Другая ложная идея, с которой мы часто сталкивались, заключается в том, что религия Заратуштры совершенно не нуждается в ритуалах и священниках. Если все эти неверные постулаты будут приняты, мы станем свидетелями невероятных разрушительных последствий, которые превысят опустошение, принесенное арабским вторжением в 651 г. н.э. Зороастрийцы и особенно наши дети, обращающиеся в такое реформистское учение, окажутся в большой опасности и ускорят конец своей религии, своих традиций и своих обрядов, переживших три тысячелетия.
Позвольте начать рассмотрение гатических идей и утраченного учения Гат, обретаемого в Младшей Авесте. Все цитаты будут из Ахунаваити Гаты.
Ахунаваити Гата Y28.9: 'yoi ve yoithema daseme stutam'
Мы, что стоим в вознесении молитв вам (Ахура Мазде)
Вышеупомянутое расширяется в негатической Ясне 11.9: 'Мы стоим и возносим один, два, три, четыре, пять шесть, семь, восемь, девять раз молитвы вам (Ахура Мазде)'
Ахунаваити Гата Y28.11: "O Мазда Ахура, научи меня своими устами, в соответствии с твоим духом, как ... возникло первое существование?"
Вопрос: Как возникло это первое существование?
Ответ: Ответ в Гатах не найден. Нет объяснения данного где-нибудь в Гатах. Ответ и объяснение утрачены (можно найти оба в Хормазд-яште 1.26).
Ответ: Из Хормазд-яшта, стих 26 (Yasht 1,26): 'Через мою (то есть Ахура Мазды) мудрость и разум возникло первое существование",
Ахунаваити Гата Y28.4: "Пока я могу и способен, я буду искать правду",.
То же самое отражено в Фраханг-и Оим 4: "я должен искать правду, пока я способен".
Ахунаваити Гата Y 30.10 "Ибо тогда разрушение настигнет ложь через ее устранение"
В авестийских фрагментах Вестергарда (названных так по имени ученого, открывшего их) объясняется: 'разрушение и обман будут устранены'.
Аханаваити Гата Ясна 30.11 'О смертные, когда вы будете соблюдать правила, что Мазда установил относительно хорошего поведения и недостойных поступков, и когда вы размыслите о длительном страдании для лживого, и также о благах для праведного, тогда (вы поймете, что) согласно тем (правилам) возникнет желанное'
Вопрос: Каковы эти правила?
Ответ: Ответ, не найден в Гатах, но сохранен в Висперед 13.1
Ответ: (из Висперед 13.1), "Таковы правила: почтение Мантре (Святым Словам), Амеша Спента и наставлениям Заратуштры, и эти (правила) - для спасения праведных"
Ахунаваити Гата 31.18а ".. .. слушает ваши мантры и наставления" Здесь, Заратуштра хочет, чтобы «ни один приверженец лживого слушал ваши мантры и наставления» Вопрос: Кто первым внимал наставлениям Зартуштры и мантрам"?
Ответ: В Гатах ответ утрачен, но он сохранился в Младшей Авесте, в Фравардин-яште, стихе 95-м (Yasht 13.95)." (Праведный) Маидьомах, сын Арасты, был самым первым, кто внимал мантрам и наставлениям Заратуштры
Вопрос: Был ли еще кто-то, кто внимал мантрам и наставлениям Бога?
Ответ утрачен в Гатах, но мы найдем его в Фравардин-яште, стихе 87: "Гая Маретан (первый смертный), кто первым внимал мантрам и наставлениям Бога"
Заметьте, что Гая Маретан никогда не называется посланцем Бога подобно Пророку Заратуштре. (Речь не идет о том, что Гая Маретан внимал мантрам и наставлениям Заратуштры, которые тот получил от Ахура Мазды, потому что Гая Маретан предшествует Заратуштре. Гая Маретан внимал Богу).
Ахунаваити Гата Y31.20 "долгий век тьмы, дурная еда и слово 'горе' - к такому существованию вас приведут ваши верования, о лживые, вашими собственными деяниями"
Вопрос: Что можно сказать подробнее об этих лживых?
Ответ разработан в Вендидаде, фрагард 5, стих 62 "... еретики из-за своих религиозных представлений и из-за своих деяний приходят к существованию во тьме"
Дальнейшую разработку этой гатической идеи можно найти в Вендидаде, фрагард 7, стих 22: "O лживые еретики, ваши деяния и ваше религиозное представление приведет вас в конечном счете к худшему существованию"
Ахунаваити Гата Y32.2: "Мы выбираем ваше Святое Благочестие (Армаити). Да будет оно нашим"
Это отраженно в Ясне 12.2" Да будет Святое Благочестие (Армаити) моим"
Ахунаваити Гата 32.6; "hata-marane" = "Кто помнит" (об Ахуре Мазде),
Цитируется в Хормазд-яште как шестнадцатое имя Ахуры Мазды "hata.marenish" – «кто помнит»
Ахунаваити Гата Y33.1 "справедливейшим деянием, следующим законам первого существования"
Вопрос: Каковы эти законы первого существования?
Ответ можно найти только в следующих младоавестийских Ясне 54.2, Ясне 55.6, Ясне 58.9, Ясне 59.33 и Ясне 71.18: "справедливейшее деяние" является "Стаота Еснья, а Стаота Еснья являются законами первого существования"
Ахунаваити Гата Y33.6: где Заратуштра провозглашает себя жрецом: 'ye zaota asha arezus'
(Заратуштра) " Жрец, правдивый в Аше (Правде)"
Принадлежность к жреческому сану Заратуштры подтверждено в Младшей Авесте "Хордад-яшт, стих 4 (Yasht 4,5)" "ye zaota Zarathushtro" = Заратуштра, который является жрецом"
В Авесте "zaota" – высший или первый исполняющий обязанности жрец, на пехлеви "zot" (zwt), на гуджарати "joti".
Ахунаваити Гата Y33.7: "(O Мазда), с Правдой и Благим Помыслом, благодаря которым я (то есть, Заратуштра), прославился далеко среди преданный почитателей. Да будут возъявлены сияющие почтительные дары среди нас"
Та же мысль заключена в Вендидаде 17.7"О Заратуштра, Правдой и Благим Помыслом ты прославился далеко"
Далее, в Пурсишниха 36: "Да будут почтительные дары явлены нам" (Пурсишниха – пехлевийская книга, в которой задаются вопросы и даются).
Ахунаваити Гата Y34.5: «Мы провозгласили Тебя (т.е. Ахура Мазду) высшим над дэвами (т.е. лживыми богами), зверями и (злыми) смертными»
Дальнешйая развитие в Ясне 19.2 и Ясне 19.4: «Выше неба, выше воды, выше земли, выше огня, выше праведных людей, выше злых людей, выше дэвов (лживых богов), зверей, выше всего»
Заметьте, здесь Ахура Мазда признается высшим по отношению ко всему, в том числе и праведным людям, что не упоминается в Гатах. Это означает, что этот расширенный стих в Гатах утрачен, но сохранен в негатической Авесте.
Ахунаваити Гата Y34.7: «…Я не знаю никого, кроме вас, в согласии с Правдой, поэтому защитите нас»
Во внегатической Ясне 58.5 мы находим эту мысль более расширенной: «Защитите нас, защитите, Бессмертные Святые, защитите, добрые правители».
Когда Гаты говорят: «да властвуют над нами добрые правители», они специально не оговаривают, о мужчинах или о женщинах идет речь. Только в Ясне Хаптагхаити упоминается: «Да властвуют над нами добрые правители, мужчины и женщины». Тем более это видно в Младшей Авесте Y58.5, где просят о защите подобных добрых правителей.
Ахунаваити Гата Y30.9: «Да будем мы теми, кто сделает сущее сияющим»
Ахунаваити Гата Y34.15: «Благодаря своей власти сделай сущее сияющим»
Первый вопрос: Кто будет «теми»? Гаты не поясняют.
Второй вопрос: Есть ли кто-нибудь еще, кто сделает сущее сияющим? (Ответ в Гатах утрачен)
Ответ на первый вопрос:
- Из Яшта 19.11 (Заьяд-яшт): «Победоносный спаситель сделает сущее сияющим» (saoshyantam verethrajanem – победоносный спаситель)
- Из Яшта 13.9 (Фравардин-яшт): «Спасители сделают сущее сияющим»
- Из Яшта 19.9 (Замьяд-яшт): «Амеша Спента дадаут сияющее существование»
Амеша Спента – это шесть эманаций Ахура Мазды: Благой Помысел (Воху Мана), Правда (Аша), Благая Власть (Воху Хшатра), Святое Благочестие (Спента Армаити), Целостность (Хаурватат) и Бессмертие (Амеретат).
Ответ на второй вопрос мы найдем в Младшей Авесте, в негатической Ясне 55.6: «Стаота Еснья, которые обретут сияющее существование»
Объяснение: Стаота Еснья (мн.ч.), части литургии Ясна, также сделают сущее сияющим, т.е. сияющее существование возникнет благодаря постоянному чтению Стаота Еснья и следованию учению пророка.
Ferasha – «сияющий» - слово из Гат. В Младшей Авесте Frasha.
Идея frasha ярко выраженно обозначена в Замьяд-яште, стих 10: «Ахура Мазда сотворил создания: множество благих, множество удивительных, множество сияющих (frasha), множество ярких.
В Вендидаде, фрагард 1, стих 20 словом frasha – «сияющий» характеризуются местности: «земли и местности, прекрасные, глубокие, досточтимые, сияющие и яркие»
Итак, мы привели цитаты из Ахунаваити Гаты, разработанные и расширенные в Младшей Авесте. Мы использовали Гаты, чтобы показать вам истинную ценность нашей Младшей Авесты, которая включает в себя негатические части Янсы, Яшты, Висперед, Вендидад, Нияиши и авестийские фрагменты.