Русский Анджоман http://blagoverie.org/world/faq/index.phtml |
04 ноября 2024, 19.08.3762 ЗЭ |
Зарегистрированные пользователи сайта Blagoverie.org могут в приватной форме задавать вопросы администраторам, касающиеся религии Заратуштры. Наиболее часто задаваемые из них приведены здесь. Надеемся, что после их прочтения многие ваши вопросы прояснятся сами собой.
Общие вопросы по основам религии
Зороастризм и иные учения и практики
Принятие Веры. Ритуальная часть
Русский Анджоман и сайт Благоверие.орг
Общие вопросы по основам религии
Существуют ли добро и зло вообще?
В любом мировоззрении присутствует убеждение в том, что есть истинное положение вещей, и есть нарушения, с которыми нужно бороться. Что-то ставится во главу угла, а что-то – осуждается, что-то признаётся хорошим, что-то – плохим. Иначе говоря, в любом религиозном мировоззрении обозначаются свои критерии добра и зла.
Абсолютные Добро и Зло являются изначальными и не сотворёнными сущностями. Природы Добра и Зла абсолютно противоположны и не сводимы одна к другой.
В Гатах говорится о духах-близнецах, добром и злом. Как это понимать?
Эта метафора указывает на их полную противоположность, зеркальное отражение, в котором правое – это левое, а левое – это правое.
Здесь происходит подмена понятий: абсолютные Добро и Зло подменяются субъективными представлениями людей о том, что хорошо, а что плохо. Все творения являются клетками единого организма – Мира. Судьба Мира опосредованно зависит от состояния каждой клетки. Отсюда абсолютное Добро – это гармония Мира, абсолютное Зло – разрушение гармонии Мира.
А если вообще отказаться от добра и зла?
Представим, что мы отказались от добра и зла: «Что хорошо мне, то я и буду делать. А мне хорошо – поменьше тратить сил и побольше получать». Какой станет наша жизнь?
…Миллиардер уверяет, что добыл свои деньги воровством, а для этого нужны ум и энергия, поэтому все должны им восхищаться и изучать его опыт.
…Мать выбрасывает из окна своего грудного младенца. У неё голова болит от его постоянного плача, да к тому же надо пойти в салон красоты, а ребёнка не с кем оставить.
…Старушка из-за болезни год не выходит из дома, съела все запасы и теперь голодает. Конечно, у неё есть трое преуспевающих детей, живущих неподалёку, но им всё некогда, да и устают они очень: всё время приходится отдыхать за границей.
…Слабым людям опасно появляться на улице. Каждый норовит их ограбить, изнасиловать, убить. Никто из прохожих не заступится – им хочется жить спокойно и комфортно.
Всё это – прямые следствия отказа от разделения добра и зла, когда каждый сам за себя, и для достижения своих целей все средства хороши. В итоге мы одичаем и перебьём друг друга. И если мы этого не поймём, значит, мы не выживем. У настоящих людей есть совесть, не дающая окончательно встать на путь служения Злу. Именно поэтому Мир ещё живёт.
Добро – созидание, зло – разрушение? Является ли убийство грехом?
Разрушение (пожар, война), как правило, уничтожает нечто органичное, совершенное. С другой стороны, созидание – это обычно улучшение Мира: рождение детей, разведение садов, строительство жилья, создание произведений искусства и т. д.
Но созидание – это далеко не всегда добро. Создавать можно не только хорошее, но и плохое. Никто не назовёт добром создание ложных теорий, призывающих уничтожать, унижать, грабить людей. Все согласятся с тем, что нельзя назвать добром строительство завода, безвозвратно уничтожающего своими отходами всё живое вокруг.
С другой стороны, разрушение тоже не всегда плохо. Прикрыть притон или казино – добро. Не всегда убить – значит совершить зло. Ненасилие бессильно против злодея, который превзошёл всякую меру преступной жестокости. Остановить злодея – добро, поскольку тем самым предотвращается его разрушительная деятельность, направленная против невинных людей.
Истинным созиданием можно признать только то, что создаёт или восстанавливает гармонию Мира или препятствует её нарушению. Разрушением можно назвать то, что разрушает гармонию Мира, увеличивает количество Зла в мире.
Ариман – это болезнь Мира, паразит, разрушающий Мир. Если Зло необратимо поразит все части Мира, то Мир будет полностью разрушен, но и Зло погибнет вместе с Миром. Итог существования Зла – это всегда гибель самого Зла.
Невозможно окончательно победить и выжить, ничего не создавая, а только разрушая. Именно поэтому Зло обречено на поражение. Зла в вечности просто не существует. Вечно одно лишь Добро.
Зачем вообще делать добро? Ведь сеять зло выгоднее!
Преступления помогают наживаться тысячам проходимцев. На первый взгляд кажется, что люди, творящие зло, прекрасно устроены в жизни и лучше всех понимают свою выгоду; добро – абсолютно невыгодно, бескорыстная помощь ближнему – это прямой убыток, несусветная глупость, а сторонники добра – идиоты и неудачники.
Благая Вера утверждает, что каждый поступок любого человека влияет на Мир. Так или иначе, мы изменяем соотношение добра и зла в Мире. Любое зло, совершённое человеком, увеличивает количество зла в Мире, увеличивает силу мирового Зла. Цель сил Зла состоит в разрушении Мира и Людей. Всеобщее служение Злу приведёт человечество и Мир к моментальной гибели.
Заратуштрийцы встают на точку зрения Добра (борьба со Злом) (1), другие – на точку зрения равноправия Добра и Зла (необходимы они оба) (2), третьи – на точку зрения Зла (3).
(1) Если все люди будут стремиться выбирать Добро и отказываться от Зла, то жизнь станет намного лучше. Отказ от лжи, насилия, стремление стать лучше самому и помочь стать лучше другим – от этого выиграют все. Это укрепляет гармонию Мира, служит Добру.
(2) Если все примут идею о равноправии Добра и Зла или о том, что они полностью относительны или что Зло даже необходимо, то жизнь станет существенно хуже. Каждый будет только сам за себя и будет готов пойти на любую подлость для достижения своих целей. Не будет никаких нравственных ограничений, т. к. не будет никакой принципиальной разницы между разрушением Мира и его гармонией, между честностью и подлостью и т. д. Количество зла в мире увеличится. Сторонники равноправия Добра и Зла хотят оставить право на зло (ложь, насилие) только за собой, но при этом не хотят, чтобы окружающие к ним самим относились точно также. Они считают, что сумеют лучше других использовать зло для скорейшего достижения своих целей, но не думают, что всегда найдутся более бессовестные и циничные «деятели».
(3) Третий подход (служение злу) можно назвать дэва-ясной. Такой человек начинает разрушать всё вокруг себя. Общество, состоящее из таких людей, существовать просто не может. Им надо на ком-то паразитировать, использовать, уничтожать. Скоро им нечего будет разрушать и они погибнут.
Подумайте, какой точки зрения надо придерживаться, чтобы стало лучше вам и всем людям.
Поведение животных в значительной степени подчинено инстинктам. Вред, который они могут нанести Миру, очень ограничен. Говорить о грехах отдельного животного можно в редких случаях – явное зло в мир несут лишь больные особи. Животным не свойственны человеческие пороки – хищник не убивает больше, чем ему нужно для пропитания, не убивает просто ради удовольствия.
Зло на уровне животных носит не индивидуальный, а видовой характер. Например, кролики известны своим обжорством (они могут есть круглосуточно), крысы и мыши разносят болезни. Кроме того, среди животных распространён паразитизм (жизнь за счёт другого).
Добро, когда в природе есть и волки, и зайцы. Волки, питаясь наиболее слабыми, больными зайцами, способствуют выживанию и процветанию остальных зайцев. Здоровые зайцы, убегая от волков, способствуют вымиранию наиболее слабых, больных волков и процветанию остальных волков. Это гармонично, самодостаточно и самовоспроизводимо. Наиболее очевидным злом во взаимоотношениях зайцев и волков будет уничтожение каким-то ненормальным волком по двадцать и более зайцев в день или же полное исчезновение в данном районе зайцев или волков.
Такие вопросы задаются с такой мыслью: «Раз в природе слабых съедают, значит, и сильные люди должны уничтожать всех слабых и не сумевших приспособиться людей». Но здесь есть одно важное отличие: высшие животные обычно не уничтожают себе подобных. У людей есть масса способов выжить и без уничтожения слабейших. При разумном подходе в мире всем всего хватит, если не нахватывать себе больше, чем действительно нужно. Человек тем и отличается от других творений, что на нём лежит максимальная ответственность за сохранение и восстановление гармонии в Мире.
Вопрос о том, что выбирать – добро или зло, обязательно встаёт перед каждым человеком. Некоторые выбирают Зло, потому что им кажется, что путь зла эффективнее и быстрее приводит к цели. Рассмотрим процесс служения Злу – паразитирование на Мире и его разрушение:
1. Если зла в мире очень мало, то быть служителем Зла сложно. Здоровый организм легко побеждает любую болезнь. Когда один человек встаёт на путь зла, он резко выделяется на общем фоне, и его действия вызывают активное противодействие окружающих. Люди легко выделяют служителя Зла из своей среды и тем или иным способом ограничивают его свободу.
2. Если зла в мире много, то быть одним из служителей Зла становится очень легко. Они уже не боятся наказания, т. к. представляют собой внушительную силу. Ложь и насилие разрастаются и не вызывают решительного осуждения.
3. Если зла в мире становится очень много, разрушения становятся необратимыми, и между служителями Зла начинается борьба за выживание. Частей Мира, где можно паразитировать, становится всё меньше, а укреплять и восстанавливать гармонию Мира уже некому. Трудно быть вором, когда все готовы воровать и всё уже украдено. Процесс разрушения Мира перейдёт в необратимую стадию и приведёт к гибели человечества.
Если порок не запрещать, то неизбежно сложится общественное мнение, что ничего страшного в нём нет. В обстановке «терпимости» порок вырастет как на дрожжах, и вскоре его объявят нормой, а уклонение от него – преступлением. Торжество пороков в итоге приведёт к деградации, разрушению и вымиранию цивилизации.
Если вы сомневаетесь, является ли данная склонность человека пороком, представьте, что все люди страны в свободное время занимаются именно этим. Что будет с такой страной, не вымрет ли она в ближайшее время? Если вымрет, то это – наверняка порок. От поголовной чистки зубов – не вымрет. А от поголовной наркомании – вымрет обязательно.
В чём основная разница между людьми?
Все люди в общих чертах похожи друг на друга. У всех есть свобода выбора, все будут нести ответственность за свой выбор. Именно здесь начинаются отличия людей друг от друга.
Все люди отличаются друг от друга по двум параметрам: по степени осквернённости злом в данный момент и по степени готовности творить в дальнейшем зло или добро. Даже в обществе, очень сильно поражённом злом, всегда есть те, которые на зло просто не способны. Они перестанут себя уважать, если они преступят некий порог на пути осквернения.
Те, кто серьёзно сделал выбор в сторону зла, заслуживают уничтожения или тюремного заключения. Таких необходимо изолировать из-за прямой опасности обществу. Длительность сроков заключения должна соответствовать тяжести совершённого зла.
Каждый имеет своё право на грех! Нельзя мешать человеку грешить!
Сегодня очень модна толерантность и иногда она переходит в крайность, вплоть до признания равноправными любых взглядов и поступков. «Если кому-то нравится курить, мы не должны создавать ему никаких помех, выражать своё неудовольствие, тем более запрещать это где бы то ни было. Иначе мы нарушаем права свободной личности».
Мы все заинтересованы в том, чтобы зла в Мире было как можно меньше. Наша задача на Земле – очищаться от зла самим и очищать от зла окружающий мир. Терпимость к злу преступна. Политкорректность в вопросе борьбы со злом – это пассивное служение Злу.
Курильщик, прежде всего, разрушает свой собственный организм, то есть часть мира. Но он вредит и окружающим людям, нанося вред их здоровью, то есть разрушает и мир вокруг себя. То же самое можно сказать о пьянстве, алкоголизме. Алкоголик разрушает свой организм и мешает окружающим своим неадекватным поведением. Потакать таким, создавать им все условия, заботиться об их свободе выбора – это значит пассивно служить злу.
Самое главное для человека – деньги!
Конечно, когда человек не должен постоянно думать о куске хлеба – это хорошо. Но должно ли постоянное увеличение богатства быть самоцелью? Обеспечит ли это полноценную, свободную и интересную жизнь?
Деньги можно и нужно зарабатывать для какой-то цели. Они позволяют человеку активнее отстаивать свои интересы. Весь вопрос в том, какие именно это интересы. Каковы истинные цели, ради которых стоит стремиться к богатству? Главное – обеспечить нормальную жизнь, чтобы полнее реализовать свои способности, стать лучше и сделать лучше мир вокруг себя. Это те цели, которые важны и для каждого человека в отдельности, и для семьи, и для страны, и для мира в целом.
Человек не должен всегда и во всем следовать своим инстинктам, он должен проверять свои инстинкты разумом. Иначе, например, инстинкт продолжения рода выльется в распущенность и насилие. Но в то же время инстинкт продолжения рода совершенно необходим, иначе прекратится род человеческий. То есть изначально инстинкт не может быть низменным (или высоким) сам по себе. Это всего лишь один из механизмов, заложенный в нас. А вот в какие формы мы облечём свои инстинкты, чему заставим служить – добру или злу – полностью зависит от нас самих. Отказ от инстинкта может быть направлен и на торжество зла.
Служат ли заратуштрийцы в армии?
Благая Вера является верой миротворческой, но не пацифистской. Каждый человек должен уметь останавливать зло, в том числе и силой оружия. Наша вера не даёт никаких оснований для того, чтобы не служить в армии, т. к. защита своего народа есть одна из высших добродетелей.
Коренные принципы различения добра и зла архетипичны и пронизывают все человеческие традиции. Что такое ласка, а что такое подлость – поймёт любой человек. У каждого из нас есть три помощника, которые помогают определить, что есть добро. Первый помощник – наш разум, способность оценивать последствия того или иного поступка. Человек может не знать изначально, к чему приведёт то или иное действие, но он способен делать выводы. Если он видит, что совершённое им действие причиняет несчастье ему и/или другим людям – сложно именовать его добрым деянием. Но беда была бы нам, коли бы мы учились каждый только из своего опыта. Здесь нам на помощь приходит второй помощник – знания, что мы познаём из опыта человечества и врождённые – те, которым мы не учимся, но которыми обладаем от рождения. Полученный опыт мы должны пропустить через свою оценку, чтобы понять истинность этого опыта и его актуальность, используя свой разум. Наконец, третий помощник – это голос нашей совести, искра божественной мысли, которая есть в каждом добром человеке. Всё это помогает нам давать оценку явления – принадлежит ли оно к добру или злу.
Заратуштрийская религия – религия золотой середины, и можно приносить пользу и семье, и всему обществу. Как дружба и любовь могут мешать науке? Они могут только вдохновлять и поддерживать! Если же человек выбирает полностью посвятить себя науке, не имея семьи – это его выбор. Возможно, это принесёт ему радость и пользу другим, но он должен сам осознавать последствия своего выбора и нести персональную ответственность за него.
Зороастризм судит о добре и зле только по результатам? Т. е. мотивы поступка не важны?
Важно триединство мысли, слова и дела. Но из всех трёх лишь дело материально, так что в материальном мире мы можем судить о добре и зле по результату, по делам. Мы не знаем мыслей, а слова могут быть ложными и вводить в заблуждения. Дела же явно свидетельствуют сами за себя. В духовном мире оценены и мысли, и слова, и деяния.
Мы обладаем разумом, знаниями и совестью. Что касается спасения мальчика из проруби – мы спасаем жизнь, которую человеку даровал Мазда. Этот спасённый человек может выбрать путь истины, а может выбрать путь зла. Но это будет его выбор, а не какой-то предопределённости. Этот вопрос – больше проблема для тех религий, которые несут в себе фатализм, предопределённость, в том числе и поступков человека. Заратуштрийская же религия учит тому, что действия человека являются следствием его выбора, и потому спасение мальчика, который может стать вторым Чикатило – поступок добрый, он даёт шанс человеку жить и творить добро для счастья людей мира. А если спасённый выбирает дорогу зла – ответственность целиком лежит на нём, а не на спасшем его.
Человек должен стремиться к тому, чтобы зла в мире было меньше, и уж тем более стремиться исправить последствия своих же дурных поступков. Это и будет истинным искуплением своих злодеяний, восстановлением Аши.
Ахура Мазда – Бог Добра, Ариман – Бог Зла?
Только Созидатель Мира может называться Богом, коим является только Ахура Мазда. Слово «Бог» по отношению к Ариману не применимо.
Является ли зороастризм язычеством?
Заратуштра был пророком первой известной монотеистической религии, признающей одного Бога и Создателя – Ахура Мазду. Отражение этого мы видим в Гатах:
Никого иного, кроме Тебя, не признаю я, о мой Владыка! Потому желаю я, чтобы лишь Ты один был защитой моей и помощником через Ашу (Праведность)! (Ясна 34.7).
Что такое язаты? Ещё одна разновидность богов?
Язаты, т. е. «Достойные Почитания» – это и духовные проявления и творения Ахура Мазды. В переводах некоторых учёных вместо термина «Достойные Почитания» фигурирует термин «боги», что и порождает кривотолки.
А кто-то любит дома держать аквариумных рыбок. Ему кажется это столь важным, что он убеждён – не может зороастризм развиваться без аквариумоводства! Потом подтянется заядлый филателист, потом практикующий медитацию Дзен, фанат «Ювентуса»... Все они будут считать своим долгом любыми путями «протащить» своё увлечение в Благую Веру и показать, что без этого увлечения и зороастризм не зороастризм. Естественно, все многократно поссорятся между собой и переругаются, потому что увлечения у всех разные. Либо же, если их будет некоторое количество, создадут новодельную секту, которую остальные просто не будут понимать.
Благая Вера учит нас отношению к миру, даёт ориентиры, как поступать, что принимать, а что отвергать. Поэтому ваше увлечение должно соотноситься с зороастризмом, а не наоборот. Благая Вера Маздаяснийская – наилучшая среди всех вер и не нуждается в дополнении.
Развлечения, когда человека или животное отправляют на смертельный бой ради садистического удовольствия, являются одной из форм дэваясны – почитания дэвов и Аримана.
Что понимается под понятием «храфстра»?
Так называют всех опасных существ, представляющих прямую угрозу человеку (переносчиков заболеваний и т. п.).
Зороастризм и иные учения и практики
Как зороастризм относится к иным учениям?
В зороастризме нет негативного отношения к другим учениям. Иноверец вполне может быть праведным человеком, если он следовал принципу «Добрые мысли – добрые слова – добрые дела».
Единство выражается в многообразии, истин может быть много!
(Есть) один путь – Аши (Истины)
(Пути) всех остальных – беспутье (Ясна 72)
Истина только одна. В каком-то учении её больше, в каком-то – меньше. Заратуштрийцы не считают иные религии лживыми. Но чем дальше та или иная религия отстоит от зороастризма, тем меньше в ней истины.
Как Благая Вера относится к астрологии, гаданию, колдовству?
Если люди занимаются астрологией и называют её наукой, это их дело и дело науки. В ежедневной молитве, которую читают заратуштрийцы, есть такие слова о колдовстве: «Да будут разбиты и уничтожены: Ахриман, дэвы и друдж, колдуны, лживые кавии и карапаны ...». Также наша религия говорит о том, что при принятии решений человек должен руководствоваться благим разумом, а не полагаться на гадания и суеверие.
Мазда Ясна учит тому, что первым и единственным пророком был Заратуштра. Однако это не значит, что до него и после него не было праведных людей. Отношение к людям строится на основании их слов и дел. С нашей точки зрения пророки иных религий совершали как благие поступки, так и мракобесие. Всё зависит от соотношения доброго и злого в их деяниях.
Как именно зороастризм повлиял на авраамические религии – иудаизм, христианство и ислам?
Иудаизм (а через него христианство и ислам) заимствовал идею о существовании ада и рая, веру в приход спасителя в конце времён. Во всём прочем зороастризм отличается от этих религий.
Какое ныне отношение у зороастрийцев к зурванизму?
Зурванизм отрицает Ахура Мазду как первотворца и является ересью, вымершей ещё в раннем средневековье. Поэтому традиционных зурванистских общин не существует более 1000 лет. Все современные религиозные группы, именующие себя «зурванитами» являются новодельными формациями.
Принятие Веры. Ритуальная часть
С каких текстов лучше начинать свое ознакомление?
Древние тексты не всегда легки для современного человека. Изучать Авесту лучше начинать с Гат, из Гат – с Гаты Спентамаинью. Но если вы впервые сталкиваетесь с заратуштрийской литературой, то чтобы легче войти в её образную систему, лучше начинать с текста Дадестан-и Меног-и Храд – этот простой текст, составленный специально для мирян, позволит вам ознакомиться с этикой и космологией учения Заратуштры и после этого уже приступить к Авесте.
Может ли русский человек стать зороастрийцем?
Зороастрийцем может стать любой совершеннолетний человек, разделяющий принципы учения Заратуштры.
Возможно ли принять Благую Веру будучи в младенчестве крещёным?
Крещение, проведённое над младенцем, ещё не обладающим способностью разумно мыслить, не является его осознанным выбором. Поэтому это никак не может являться препятствием к принятию Благой Веры. Среди участников Русского Анджомана немало людей, которых крестили в младенчестве.
Как молятся в зороастризме? (например, в направлении Каабы в исламе, к иконе в христианстве)
Во время молитвы молятся в сторону горящего огня или любого другого источника света (например, в сторону солнца). Все молитвы читаются стоя.
Как лучше навязывать зороастризм?
Зороастризм нельзя агрессивно навязывать – невозможно человека заставить быть добрым.
Из подобной позиции следует, что чтобы стать зороастрийцем достаточно следовать нескольким основным гармоничным принципам. Зороастризм – это единение не только с Богом, но и с его последователями – заратуштрийцами. Поэтому единство зороастрийцев и подчёркивается их общностью с едиными обычаями, поясом, общим исповеданием веры, общими местами поклонения, общим самоназванием и т. д. Мазда Ясна – это единство мысли, слова и дела. Соблюдение ритуалов – это один из видов добрых мыслей, слов и дел. Реальная жизнь и ритуалы должны дополнять друг друга.
Зачем проходить седре-пуши? Разве недостаточно самому считать себя зороастрийцем?
В политике можно не быть членом партии и при этом разделять её идеалы и ценности. В религии – нет, потому что чувства ни к чему не обязывающей симпатии недолговечны и сиюминутны, а религия – это выбор и выбор на всю жизнь. Предназначение человечества – утвердить добро на земле. А это невозможно делать в одиночку – серьёзные добрые дела основаны на единении и взаимодействии. Пояс кушти – это символ единения и единства всего анджомана. Вы можете наслаждаться своей отделённостью от заратуштрийского сообщества. Но будьте готовы, что когда дело действительно дойдёт до заратуштрийского принципа, вы пренебрежёте им так же легко, как и седре-пуши, посчитав очередной формальностью. Заратуштра избрал пояс знаком своей веры, вы переступили этот завет, почему же не переступить и другой? И ничто вас не удержит, вы ни перед кем и ни перед чем другим не заратуштриец, кроме самого себя, а чтобы «обвести себя вокруг пальца», человеческое малодушие – хитрец хитрецов – найдёт лазейку всегда. Совесть не шепнёт вам: «Остановись, ты же заратуштриец!» У вас не будет воспоминания о моменте принятия веры, ощущения черты, после которой жизнь изменяется навсегда, после которой приобретаешь ответственность и чувство долга. Благая Вера открыта для всех. Но чтобы быть заратуштрийцем, надо... им быть.
Для чего надо молиться на языке оригинала? Почему нельзя молиться на своём родном языке?
Вопрос чтения молитв в переводе упирается в проблему вечности. Авестийская молитва вечна. Так молился Заратуштра, так молились его ученики, так молимся мы. Так будут молиться наши потомки. Авеста – единение со всеми заратуштрийцами всех эпох. Перевод – разделение и обособление. Представьте, что заратуштрийцы разных народов собрались вместе молиться Богу. И каждый принялся молиться сам по себе и как хочет. Наше личное религиозное чувство так и останется неразделённым с нашими единоверцами. Несомненно молитву надо понимать. Но забвение оригинала приведёт и к забвению другого.
Не являясь исповедующим учение Заратуштры можно ли читать зороастрийские молитвы?
Никто не может запретить читать зороастрийские молитвы людям, не принявшим Благую Веру. Если человек решил для себя, что станет зороастрийцем и начал через чтение молитв приобщаться к зороастрийской ритуальной практике – это можно только приветствовать. Если же человек становиться зороастрийцем не собирается, и читает зороастрийские молитвы ради забавы – это проявление неуважения к Благой Вере. Чтение молитв любой религии без серьёзного к ней отношения – занятие бессмысленное.
Сами принципы Благой Веры таковы, что она просто не может быть религией только одного народа или замкнутой группы людей. В силу неблагоприятных обстоятельств в определённый момент истории распространение зороастризма было невозможно. В настоящее время иранские зороастрийцы ведут деятельность про распространению Благой Веры вне Ирана, и собственно, благодаря им участники Русского Анджомана смогли пройти церемонию посвящения. Парсийская община имеет две точки зрения. Одни выступают против принятия инородцев, другие, наоборот, одобряют и сами осуществляют прозелитическую деятельность.
Этническая идентификация не играет никакой роди при принятии Благой Веры. Заратуштриец выбирает Благую Веру не потому, что его деды были заратуштрийцами, а в первую очередь потому, что видит в ней Истину.
Почему принять веру Заратуштры не могут люди, находящиеся под воздействием стрессовой ситуации?
Состояние глубокого переживания – серьёзной депрессии или тяжёлой жизненной ситуации (смерть близких, недавний развод, потеря социального положения, материального состояния, тяжёлая болезнь и т. д.) является временным препятствием для принятия веры поскольку мешает человеку трезво сделать свой выбор. Чтобы избежать необдуманных поступков и решений со стороны страдающего человека, следует преодолеть депрессию и потом принимать ответственные решения.
Можно ли называть заратуштрийцев огнепоклонниками?
Название «огнепоклонники» буквальный перевод персидского слова ātešparast, возникшего в среде персов-мусульман в период гонений на веру Заратуштры. Слово это носит пренебрежительный и насмешнический характер и не соответствует никакой действительности.
Что считается ритуально оскверняющим?
Оскверняющим является всё то, что связано со смертью (болезнью) и нечистотами – трупы, больные, грязь, нечистоты. Человек, контактировавший со скверной, сам несёт в себе часть этой скверны. Поэтому больным людям, а также тем, кто касался трупов или нечистот, запрещено входить в храм огня и иные сакральные места. Сделать это можно лишь в здоровом состоянии и после прохождения очищения.
Какие запреты существуют в рамках зороастризма?
Все ограничения, вытекают из главного правила заратуштрийцеХумата, Хухта, Хвартшта – Благая мысль, Благое слово, Благое дело. Нельзя причинять ущерб благим творениям, нельзя осквернять стихии (Воду, Землю, Воздух, Огонь).
Ограничение простое: главное, чтобы это было на пользу человеку. Поэтому употреблять в пищу разрешено всё, кроме человечины и падали. То же и с алкоголем, употребление которого в разумных дозах полезно. Чрезмерное злоупотребление алкоголя однозначно порицается.
Существуют ли в зороастризме святые города (как Мекка у мусульман или Иерусалим у иудеев)?
В Благой вере отсутствует практика сакрализации городов и обязательного паломничества. Даже здание храма огня само по себе не является святым. Священными являются особые огни, а не географические местности или строения.
При чтении молитв текст читается на том языке, на котором он записан в оригинале (авестийский или пазенд). В общении и рассуждениях на религиозную тему современные иранские заратуштрийцы используют пехлевийские или персидские термины.
Какое положение в современном зороастрийском обществе у тех людей, которые занимаются погребением?
В настоящее время сословие насусаларов отсутствует. Все проблемы с погребением берут на себя родственники покойного.
Современный погребальный ритуал. В какой форме он присутствует у современных зороастрийцев?
В Индии по сей день парсы используют дахмы (башни молчания). В Иране – захоронение в бетонируемых могилах, исключающих осквернение земли и грунтовых вод разлагающимся трупом. Короче говоря, используется наиболее экологичный метод из всех доступных в том регионе, в котором живёт человек.
Почему мобедов называют магами?
Само слово «мобед» есть сложение двух основ «magu» («жрец») +pat («глава»). Со временем термин «маг» перешёл к грекам, где стал обозначать колдунов и т. п.
Почему священнослужителем может быть только мужчина?
И мужчины, и женщины в одинаковой степени заслуживают уважения по их добрым мыслям, словам и делам. Проведение священных обрядов предъявляет жёсткие требования к ритуальной чистоте священнослужителя. Если человек нечист физически (болезнь, кровотечение), то он не может участвовать ни в каких религиозных церемониях, иначе это лишает их сакрального смысла. Женщинам же в определённые дни свойственно быть под влиянием биологического цикла, сопровождающегося менструальным кровотечением, что является одним из проявлений дэва друдж-насу. Общение с духовным в такой ситуации невозможно. Поэтому ни один ритуал не может быть проведён женщиной. Во всём остальном женщина и мужчина имеют равные права.
Какая существует религиозная этика в отношении семьи, брака, положения женщины?
Женщина и мужчина равны, поскольку в равной степени могут делать разумный выбор между добром и злом. Брак и деторождение восхваляются и являются святой обязанностью заратуштрийцев.
Как Благая Вера относится к абортам?
Аборты порицаются, но если медицинским показаниям беременность угрожает жизни женщины (смерть плода и т. п.), аборт может быть применён.
Допускается ли в зороастризме многожёнство?
Многожёнство у современных заратуштрийцев отсутствует, хотя существовало в античные времена.
«Хваэтвадата» не есть обозначение кровнородственного брака, а эпитет, дословно означающий «самопожертвование». Авеста нигде не предписывает кровнородственный брак, в противном случае бы все положительные личности, начиная с самого Заратуштры, как эталоны для подражания, состояли бы в таком браке. Если бы среди зороастрийцев действительно был тотальный инцест, то за 150-200 лет они просто выродились и вымерли бы.
Но откуда тогда возник этот ложный стереотип о хваэтвадате?
Истоки возникновения представления о хваэтвадате как о браках с родственниками кроются в законах наследования и видах брака:
Айук зан: если у человека нет сына, но есть одна или больше дочерей, то когда эта единственная дочь или самая младшая из них выходит замуж, она называется «айук зан». Первый сын этой женщины мог быть «усыновлён» своим дедом по материнской линии, т. е. принять фамилию деда для сохранения рода деда. То, что отец получал «ребенка от своей дочери» означало только то, что семья называла деда и внука одинаково! Эта традиция породила у несведущих иноверцев ошибочное мнение о браке между родителями и детьми.
Сатор зан: если человек зрелого возраста умер до женитьбы, то его родственники могли оплатить все свадебные расходы его сестры с условием, что она должна дать имя покойного одному из своих будущих сыновей. Сын этой женщины мог быть наследником имущества покойного и носить его фамилию, который был бы подобен отцу для него. Эта традиция могла создать ложное впечатление, что родные брат и сестра имеют общего ребенка.
В текстах сказано, что самый страшный грех – кунмарз? Что под этим понимается?
Самым страшным грехом является сексуальная извращённость, противоречащая естественному предназначению человека и употребляющая во зло великий божий дар любви
Что вы называете извращениями, а что – нормальными отношениями?
Для человека являются естественными отношения между мужчиной и женщиной, которые хотя бы потенциально могут привести к зачатию. Все прочие формы отношений (гомосексуализм, педофилия и т. д. и т. п.) являются дэваясной – почитанием дэвов и Аримана.
Анальный секс, равно как и страпон, ундинизм и т. п. парафилические «утехи» считаются противоестественными даже в отношениях между мужчиной и женщиной. Подобные «забавы» незаметно ведут человека к более тяжким извращениям.
Русский Анджоман и сайт Благоверие.орг
Пока официально признанных служителей в России нет, но мы планируем направить некоторых наших участников на обучение в школу мобедъяров в Тегеране.
В нашей традиции это не принято. Для нас ритуалы имеют сакральное значение и присутствие незороастрийцев там не приветствуется. На свой день рождения Вы приглашаете только своих знакомых, не правда ли?
Если вы и в самом деле обеспокоены появлением ещё одной секты – просто почитайте то, что мы говорим и пишем, а потом дайте эти тексты психологу, специализирующемуся по «деструктивным сектам». Он вас успокоит, если вы сами до того не поймёте, что мы все – в высшей степени нормальные люди.
Почему вы везде пишете «Заратуштра» вместо «Зороастр» или «Заратустра»?
В оригинале имя нашего пророка звучит как «Заратуштра». «Зороастр» – это древнегреческий вариант имени Пророка. В греческом языке нет звука «Ш». Адаптируя имя к своему языку, греки ассоциировали его звучание с греческим словом «astron» – звезда, по ошибке считая его звездочётом. «Заратустра» является латинской транскрипцией имени пророка, где, так же как и в греческом языке нет буквы «Ш». В русском языке звука Ш присутствует, поэтому следует избегать неправильных вариантов имён и произносить имя пророка как Заратуштра или в соответствии с правилами современного персидского языка имя как Zartosht или Zardosht.
Почему вы не принимаете анонимную финансовую помощь?
Некоторые полагают, что деньги не пахнут, а скверные дела дарителей никак не отражаются на берущих. Мы же исходим из того, что знающий о скверном происхождении дарёных денег и всё-таки их берущий разделяет вину дарителя.
Мы отнюдь не считаем дурными всех богатых людей – или всех людей, наделённых властью или влиянием. Наша религия одобряет и поощряет стремление к праведному богатству и праведной власти, поскольку и то и другое позволяет творить больше добрых дел. Мы не хотим иметь ничего общего только с теми, кто прославился убийствами невинных, разбоем, воровством, а также широко известен как враг нашей страны. Тем более это касается врагов нашей веры.
Откуда вы берёте переводы зороастрийских текстов?
Участники Русского Анджомана владеют авестийским и среднеперсидским языками и переводят зороастрийские тексты с оригиналов.
Как вы относитесь к П. П. Глобе?
Насколько нам известно, Павел Глоба не проходил ритуала посвящения и поэтому даже формально не является заратуштрийцем. Пропагандируемое им учение представляет собой синтез различных восточных философий с элементами астрологии и зороастризма.
На сайте написано, что зороастризму свыше 3700 лет? На чём это основано?
Дата рождения пророка Ашо Заратуштры (25 марта 1768 г. до н. э.) вычислена Заби Бехрузом. Кроме того, язык Авесты и язык Вед очень близки. Веды датируются ориентировочно 16 в. до н. э., примерно к той же эпохе относятся и авестийские тексты.
На сайте достаточно материала для изучения зороастризма. Если Вы изучили все материалы, но Вас по прежнему "терзают смутные сомненья", то не тратьте наше время и идите с миром.