Современный Иранский Заратуштрийский Анджоман - это сообщество традиционных последователей учения Ашо Зартошта, на протяжении веков иноверного господства сохранявшее Благую Веру и её святыни. Заратуштрийцы (перс. зартошти) являются признанным Исламской Республикой Иран религиозным меньшинством. После тысячелетия бесправия и угнетения современные заратуштрийцы не имеют существенных ограничений в гражданских правах, однако их свобода вероисповедания в значительной мере условна. Единственная форма обращения, допустимая по законам страны - это обращение в шиитский ислам, и правительство всячески поощряет подобные акты, хотя в настоящее время они стали единичными.
В современном Иране у заратуштрийцев и Благой Веры множество приверженцев и симпатизирующих среди урождённых мусульман, однако они не могут не только обратиться в веру по зову своего сердца, но и просто открыто заявить о своей симпатии, это по законам страны карается смертной казнью. Всё это вынуждает самих заратуштрийцев, опасающихся возобновления гонений, держаться в религиозной жизни обособленно, и симпатизирующие им формальные мусульмане приглашаются на их религиозные мероприятия редко. Прозелитическая деятельность остаётся возможной только заграницей, где некоторые жители Ирана тайно принимают Благую Веру.
В настоящий момент на территории Ирана существуют территориальные анджоманы в следующих городах и их останах (провинциях):
(См. Адреса аташкаде и анджоманов Ирана)
Иран (Города, в которых проживают заратуштрийцы, отмечены красным)
Старейшими общинами Ирана являются анджоманы остана Йезд и Керман. В первом из них до сих пор существуют сельские заратуштрийские общины. C начала XIV и до конца XIX вв. это были единственные области Ирана, сохранявшие заратуштрийское сообщество. Лишь с началом модернизации иранского общества заратуштрийцы начинают селиться в больших городах других останов. В 1898 г. был учреждён Тегеранский анджоман, в следующее десятилетие тегеранские заратуштрийцы основывают храм с огнём адаран, который поддерживали священники из Йезда. Анджоман активно занялся поощрением общественных и благотворительных мероприятий, организацией исследований и публикацией книг и периодики. К этому же времени относится зарождение анджомана в Ширазе. В середине ХХ в. сформировался анджоман Исфахана, позднее - Ахваза и Захедана.
В 1906 г. в Тегеране впервые был созван парламент Ирана – меджлис, где первым официальным депутатом от заратуштрийцев стал Кейхосров Шахрох, выходец из Кермана. Он был депутатом тринадцати сессий меджлиса и одним из самых неутомимых и самоотверженных общественных деятелей Ирана на протяжении более тридцати лет. Так спустя более чем тысячу лет голос заратуштрийца вновь зазвучал в правящем совете Ирана.
Кейхосров Шахрох (1864 - 1929)
В 1925 г. меджлис под воздействием Шахроха одобрил употребление заратуштрийских имён для названий месяцев солнечного календаря. В том же году меджлис возвёл на престол Резу Шаха Пехлеви, с именем которого связано возрождение в Иране интереса к доисламскому прошлому страны и наследию Благой Веры, а также общее облегчение положения заратуштрийцев. Значение этого периода жизни сообщества трудно переоценить: после Исламской революции 1979 года клерикальное руководство страны не решилось начать новые гонения на заратуштрийцев, а заратуштрийские названия месяцев так и остались общенациональными.
Несмотря на тяготы исламского режима, заратуштрийское сообщество постепенно возрождает былое величие своей веры. И делает это прежде всего, способствуя повышению духовного и материального благосостояния своих членов. Современные заратуштрийцы, став по большей части горожанами, осваивают в основном интеллектуальные профессии. Среди них много учёных, врачей, инженеров, военных, бизнесменов. Заратуштрийский анджоман - община с самым высоким образовательным уровнем в Иране. Заратуштрийцы на протяжении всех веков известны своей непременной честностью и верностью слову, поэтому их авторитет всегда остаётся на высоте, и это в значительной степени содействует успеху общины в иранском обществе.
Столь же успешно развивается и религиозная жизнь заратуштрийцев. Иранские благоверные активно осваивают и изучают наследие своей Веры. Известный йездский мобед Фируз Азаргошасп всю свою жизнь посвятил изучению авестийских и пехлевийских текстов и составил в 70-е годы XX в. перевод Гат пророка Заратуштры, ставший наиболее популярным среди заратуштрийцев всего мира. Заратуштрийцы Ирана не только хранят традиции своих предков и их святыни, но и строят новые храмы, активно разивают культурно-просветительские программы, учреждают религиозные высшие учебные заведения (важнейшим из которых является дабирестан "Нуширван" в Тегеране), школы, музеи, больницы и т.д.
Мобед Фируз Азаргошасп (1912 - 1987)
Заратуштрийский анджоман Ирана - это не просто сообщество хранителей памяти о былом величии страны, это живое сообщество, всей своей деятельностью показывающее, что Благая Вера жива, её заветы действенны и востребованы в обществе, а сама она имеет все перспективы возрождения в былом блеске.
Живая вера из глубины веков возрождает своё величие